Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Кабала







1) Из формул

Вот продажа, если кто продает себя
(Анжерская формула, конец VI в.)

Господину моему такому-то и супруге его такой-то я, такой-то. Так как попутал меня грех и я совершил кражу ваших вещей и не иначе, как закабаливши мою свободу к вам в рабство, могу дать вам удовлетворение, - вот я без всякого принуждения и приказания, но вполне добровольно, закабаляю себя за этот грех в рабство, Я должен получить от вас цену, как мною установленную, столько-то солидов, а вы отныне будете иметь полную власть делать со мной все, что угодно, как с прочими подвластными вам рабами. Если же я сам, или кто из моих родственников, или же кто из посторонних решит противодействовать этой продаже, которая совершена по моей просьбе, добровольно, пусть внесет тебе и казне штраф столько-то солидов... а эта продажа пусть останется неизменной.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина, т. 1, изд. 3, М., Учпедгиз, 1953, стр. 152.

Кто закабаляет себя в рабство другому
(Формула Маркульфа, кн. II, № 28, около 700 г.)

 

Собственному господину моему такому-то такой-то. Так как по вражьему попущению и собственной моей немощи я совершил тяжкое преступление, за которое мог подвергнуться опасности смерти, а ваше благочестие выкупило меня, уже приговоренного к казни, своими деньгами и мое преступление дало многое из своего имущества, я же из своих средств не могу возместить ваше благодеяние, посему закабаляю вам за это состояние своей свободы, так что отныне не могу выйти из рабского послушания вам, но обещаюсь поступать по вашему или уполномоченных ваших приказанию, как и остальные рабы ваши поступают. Если же я этого не сделаю или захочу каким-либо образом освободить себя от вашего рабства и искать подчинения другому... вы вправе подвергнуть меня какому угодно наказанию, продать или сделать со мною все, что вам будет угодно.

«Социальная история средневековья», под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова, т. 1, М. – Л., 1927, стр. 182.

 

Кабальная грамота
(Санская формула № 4, конец VIII в.)

 

Господину брату такому-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею чем жить и одеваться. Поэтому просьбе моей ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов, а у меня совсем нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочны делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказаниям. Если же, чего, я уверен, не будет, я или кто-либо из наследников моих, или кто другой решится оспаривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая же кабала пусть остается неизменной.

«Хрестоматия по истори средних веков», под ред. С.Д. Сказкина, т. 1, М., Соцэкгиз, 1961, стр.435.

Отдача себя в рабство
(Клюнийская грамота, 887 г.)

Во имя господа, отдача [себя в рабство] и уведомление о том, как к неким лучшим людям, которые это уведомление или отдачу утвердили, пришел некий человек по имени Бертерий в виллу Азине и публично у церкви св. Петра, в присутствии массы народа и знатного мужа графа Теобальда [сказал]: такова была моя просьба и ваше соизволение, что я не силой и не по принуждению, не по обману, а полной своей волею накинул себе на шею ремень и передал себя во власть Алариада и его жены Эрменгарды целиком, согласно римскому закону. Ибо сказано, что каждый свободный человек может улучшать или ухудшать свое положение; и чтобы с этого времени вы и наследники ваши могли делать со мной и потомством моим все, что вам угодно, - владеть, продавать, дарить, освободить. А если же я сам или по совести злых людей вздумаю освободиться от рабской зависимости, вы или ваши посланцы должны меня задержать и наказать, как и остальных прирожденных ваших рабов. Совершено это в присутствии людей, которые видели ремень и подтвердили эту грамоту.

Там же, стр. 434 – 435.

 

Предписание о тех, у кого собственность или свобода незаконно сильными людьми отняты
(Имперская формула № 5, первая половина IX в.)

 

...Извещаем всех наших верных - настоящих и будущих, что некие люди, проживающие в таком-то округе, в селении таком-то, жаловались в нашем присутствии, говоря, что такой-то граф незаконно у них отнял свободу. Мы же, установивши истину сего по розыску и донесению верных посланцев наших - такого-то и такого-то, повелели, чтобы они от ига незаконного рабства были разрешены и им возвращено было их прежнее свободное состояние. Посему нашею властью распорядились выдать им предписание, коим определяем и повелеваем, чтобы упомянутые люди и родственники... и потомки их, подобным же образом незаконным рабством утесненные, впредь от настоящего дня в силу настоящего нашего пожалования пребывали свободными и не испытывали бы никакого ущерба для состояния своей свободы от кого бы то ни было из наших верных...

Н.Грацианский, Западная Европа в средние века, М. – Л., 1925, стр.54.

Обязательство
(Санская формула № 3, конец VIII в.)

 

Господину брату такому-то такой-то. В великой моей нужде не отказал бы ты в просьбе вручить мне взаймы деньги, столько-то солидов. А я просил заключить и утвердить за это для тебя обязательство в том смысле, чтобы мне в течение стольких-то лет по столько-то дней в неделю работать на тебя, когда ты прикажешь и когда будет надобность. Если я этого не выполню, или окажусь небрежным и ленивым, или до срока осмелюсь изменить свое состояние, я обещаюсь, что в силу этого обязательства, где бы ты меня не нашел, без всякого вмешательства суда я должен дать тебе двойное удовлетворение; когда же истечет положенный срок и я возвращу долг, мое обязательство ты вручишь мне обратно.

«Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы», под ред. В.М. Корецкого, м., Госюриздат, 1961, стр. 50.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2023 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал