Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е годы. ХЕВ И ХВЕ






В 1930 г. И.Е.Воронаев. В.Р.Колтович и многие другие братья были репрессированы. Их посадили в тюрьму, а затем сослали в Сибирь.

Позднее Иван Проханов, который руководил Союзом Еван­гельских Христиан, будучи в очередной поездке за границей, вынужден был остаться там. потому что остальное руководство было также репрессировано. Были репрессированы многие хрис­тиане. В.Р.Колтович и Рюмшин из уз не возвратились, как и многие другие братья, имена которых известны только Богу. Жена Воронаева была сослана в Среднюю Азию. В тюрьмах и ссылках в общей сложности она провела около 25 лет. В 1960 году Воронаева эмигрировала в США, куда раньше уехали ее дети. Дочь Вера была похоронена в Украине.

В течение десяти лет были сильные гонения всех христиан в Советском Союзе. Тюрьмы были переполнены благовестннками истины всех христианских конфессий.

По милости Божьей из уз возвратился один из членов Правле­ния Союза Христиан Евангельской Веры, рукоположенных Воро-наевым и Колтовичем, брат В.С.Павлов. Н.И.Подлесный, освобо­дившись из уз, остался некоторое время жить в Сибири.

_40-е годы. Епископальная Церковь ХЕВ

С 1942 г. ХЁВ и ХВЁ на Украине, насколько это было возмож­но, начали объединяться и стали называться «Епископальной церковью ХЕВ», а руководящий орган —«Епископальная колле­гия Церкви ХЕВ на Украине». Проведению общего съезда не позволяли военные условия, но духовные лидеры старались под­держивать общение.

С началом Второй мировой войны очень усугубилось положе­ние в пятидесятническпх общинах, где стало меньше братьев, которые, имея духовный и житейский опыт, держали церкви на правильном евангельском пути. В эти годы служители понимали, что крайне необходимо взять под контроль и пастырскую опеку все существующие пятидесятническне церкви и группы. Многие негативные явления в общинах имели неуклонную тенденцию к росту, поэтому поставленный Воронаевым старший пресвитер Г.Г.Понурко (один из немногих, кто остался на свободе) видел, что оставлять жизнь церквей на самотек — это значит позволить идти им к духовной катастрофе. Близким сотрудником и едино­мышленником Понурко стал в то время Афанасий Иванович Бидаш. Вскоре к ним присоединился пресвитер Карнаватской Церкви ХЕВ Филипп Шокало. а затем Д.И.Пономарчук.

В 1942 г. в Пятпхатках сотоялся съезд, на котором присутство­вали руководящие братья, проповедники и пресвитеры пятидесят-нических общин. На этом съезде было провозглашено воссоздание союза ХЕВ в Украине и избран руководящий совет в следующем составе: Гаврил Понурко — председатель. Афанасий Бидаш — 1" заместитель. Дмитрий Пономарчук — 2" заместитель. Иван Под-дубный — секретарь. Перед руководством союза были поставле­ны две главные задачи: организовать общины и группы в центра­лизованное братство и повсеместно открыть молитвенные дома, вывести отдельные общины и группы из заблуждений и ересей. Также было принято решение об организации духовно-назида­тельных и воспитательных бесед в общинах, об открытии воскрес­ных школ, организации кружков христианской молодежи, сест­ринских кружков и т.д.

В 1942—1943 гг. деятельность Союза ХЕВ была восстановле­на. Для официального представительства у первого руководите­ля пятидесятнического братства возникла необходимость имено­ваться в таком сане, который был привычным для немецких властей. Это послужило причиной принятия решения о возведе­нии Г.Г.Понурко в сан епископа.

К концу войны были рукоположены на епископское служение А.Бидаш и И.Пономарчук. Была проведена большая работа по объединению разрозненных после репрессий пятидесятнических церквей в один союз. В процессе подготовки к Всеукраинскому съезду были проведены окружные и областные съезды. Благодаря активной деятельности Союза ХЕВ возникло много новых общин. Если в 1942 году было около 200 общин воронаевского направле­ния с общей численностью 5000 человек", то на протяжении только одного 1943 года было учреждено еще 152 общины, кото­рые объединяли 6600 верующих12. В 1943 г. состоялся еще один съезд в г.Александрии Кировоградской области.

Пресвитеров, проповедников и верующих съезд призывал «проявлять со своей стороны пламенную любовь Христову во всех сферах жизни к братьям и сестрам других объединений христиан и усилить повседневные молитвы, чтобы Господь от­крыл им свое Слово о крещении Духом Святым»13.

Одновременно тревогу съезда пятидесятников Днепропет­ровской области14 вызвало то. что в первые годы войны активи­зировали свою деятельность смородпниы. которые в 1942 году создали свой центр — «Церковь Христа Спасителя».

Впоследствии, в результате деятельности епископов А.И.Би-даша, И.А.Левчука, К.С.Кружко и других, которые считали, что пятидесятников правильнее согласно Библии (Деян. 11: 26: Фил. 1: 27) именовать «христианами веры евангельской», среди верующих направления ХЕВ-ХВЕ утвердилось именно вышепри­веденное название,

А.И.Бидаш при участии других руководителей составил вероу­чение Церкви: «Вероучение — основание Ефес.2: 20-21 — Церкви Христиан Веры Евангельской, находящейся в СССР».

В 1944 г. состоялся еще один съезд руководящих братьев в г.Днепропетровске, где на то время уже проживал Понурко. Мед­ленно, постепенно, несмотря на ужасающе неблагоприятные об­стоятельства, братство пятидесятников крепло, набирало силу, сложилась система служителей, приспособливались для бого­служений или реконструировались молитвенные дома.

Весной 1945г. Г.Понурко был вторично арестован и осужден. Оставшихся на свободе Д.И.Пономарчука и Н.В.Кузьменко при­гласили в Москву, где к тому времени освобожденный из уз Я.И.Жидков учредил Всесоюзный Совет Евангельских Христиан и Баптистов (ВСЕХиБ).

В Москве руководителям пятидесятнического движения было предложено объединиться и влиться в созданный ВСЕХпБ. Разу­меется, что за всем этим стояло жесткое давление Совета по делам религий СССР, который отказал в утверждении восстанов­ленного в 1942 г. пятидесятниками союза ХЕВ. В ходе продолжи­тельных бесед были выработаны вероученпческие и организаци­онные положения об объединении, которые носили предваритель­ный, подготовительный характер.

В августе 1945 г. после длительных переговоров руководите­ли ХЕВ А.И.Бидаш, Д.И.Пономарчук и ХВЕ И.К.Панько (Бела­русь), С.И.Вашкевич подписали «Соглашение об объединении христиан веры евангельской с евангельскими христианами и баптистами в один союз», так называемое Августовское согла­шение. Официально в Августовском соглашении ЕХБ признава­ли исполнение силой свыше, как со знамением иных языков, так и без знамения иных языков.

В результате, за период с августа 1945 по январь 1960 года в общины ЕХБ влилось около 25 тысяч пятидесятников. Всего в ВСЕХиБ вошло около 300 пятидесятнических общин. Лидеры пятидестничества таким методом думали обеспечить для Церкви условия легального существования и возможности беспрепят­ственной проповеди о крещении Духом Святым.

После подписания Августовского соглашения в церквях нача­лась внутренняя борьба между пятидесятниками и баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Запрещалась об­щая молитва на языках с исполнением Духом Святым, упраздни­лось омовение ног. Понурко, Пономарчук. Бут и ряд других лидеров призывали к неукоснительному исполнению соглашения.

Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с пренебрежением истины, решали вопрос об выходе из объединения с ЕХБ, чтобы создать независимый союз Христиан Веры Евангельской. В Киеве, под руководством Бидаша Афанасия Ивановича, братья Белых Виктор Иванович и Левчук Иван Антонович созвали совещание служителей, не одобряющих Августовское соглашение, и пришли к общему согласию молить­ся о Божьем водительстве. Бог утешал предстоящим успехом, но предупредил, что прежде ожидают узы, во время которых Цер­ковь Христова укрепится верой умножающихся узников, которые в страданиях будут защищать истину. Руководство Церкви, сохра­няя вероучение и церковную особенность, было вынуждено доб­ровольно обречь себя на гонения.

В 1948 году в г.Днепродзержинске состоялось второе расши­ренное совещание служителей Христиан Веры Евангельской, вы­шедших из объединения ЕХБ. Было составлено заявление руко­водству ЕХБ п Советскому правительству, в котором, в частно­сти, было сказано: «Мы. христиане веры евангельской, можем быть только отдельным союзом ХВЕ по нашему вероучению». В письме были изложены причины выхода из объединения.

В совещании принимали участие Бидаш Афанасий из г.Пяти-хатки, Шокало Филипп из г.Кривой Рог, Порфирий Ильчук из Ровенской области. Степан и Яков Федоровичи из Днепродзер­жинска. Цыганюк из Черновцов. Антон Ннкитчук из Здолбунова. Мисюра, Николаи Дорунов из Днепродзержинска. Чухрин из Чер­новицкой области. Марин из России, а также Виктор Белых из Золотоноши. Иван Левчук из Киева и другие.

Сразу же по окончании съезда 16 участников были арестованы и отправлены в Днепропетровскую тюрьму, а затем — в Киевс­кую. Арестованных особым совещанием осудили к разным сро­кам заключения, обвинив в антисоветской деятельности. В числе осужденных были также А.И.Бидаш, П.Ильчук. В.И.Белых, И.А.Левчук.

В 1949 году только в Днепропетровской области вышло из объединения ВСЕХиБ более 38% от общего числа тех, которые вступили в него в августе 1945 г. Начались сильные преследова­ния пятидесятников, вышедших из объединения баптистов, мно­гие руководители церквей и искренние христиане были брошены за тюремную решетку и колючую проволоку исправительно-трудовых лагерей строгого режима.

50-е г оды. Союз ХВЕ

В 1955-56 гг. вследствие положительных изменении в полргпь ке правительства СССР, христиане, осужденные за религиозную деятельность, были освобождены из мест лишения свободы (часть священнослужителей, освободившись из лагерей, продолжала отбывать срок в ссылках в Сибири). Вернувшиеся на свободу, служители начали труд по восстановлению разрушенных церк­вей, рукоположению священнослужителей, освящению членов Церкви. После двух лет интенсивной работы к июню 1956 г. был восстановлен руководящий центр в г.Пятихатки. К июлю 1956 г. было доработано «Краткое вероучение ХЕВ».

В 1956 г. А.И.Бидаш рукоположил в г.Инте на пресвитерское служение В.И.Белых. В этом же году Бидаш возвратился на Украину. Его здоровье было подорванным вследствие двух зак­лючений, которые он отбыл, находясь в тюрьме и в ссылке. В тюрьме А.И.Бидаш постоянно находился в камере для инвалидов, что очень отрицательно влияло на его здоровье.

В 1956 г. В.И.Белых вернулся в Украину, имея возможность свободно встречаться с руководством Церкви ХВЕ, епископа­ми, служителями. Это был период, который позже назовут «оттепелью». После доклада Н.С.Хрущева «О перегибах в ателогической пропаганде» на XX съезде КПСС отношение властей к религиозной деятельности стало более терпимым. Созрела необходимость созыва братского съезда. В процессе подготов­ки съезда руководители Церкви разъехались во многие области страны, где ознакомили обшины с разработанным вероучением.

15—20 августа 1956г. в Харькове состоялся съезд служителей ХВЕ. На этом съезде было утверждено «Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры, которые находятся в СССР», издан­ное Воронаевым и доработанное Бидашем и другими богословами. На съезде был провозглашён независимый нерегистрированный Союз Христиан Веры Евангельской. На съезде, где присутствова­ли представители многих областей страны, были намечены конк­ретные пути активизации деятельности союза ХВЕ, было принято специальное воззвание к верующим. Вел съезд А.И.Бидаш.

Обсудив благоприятные возможности развития Церкви, руко­водство Братства направило Письмо руководству СССР с просьбой дать свободу пятидесятникам согласно вероучению ХВЕ. Власти предложили объединиться с баптистами в один союз.

На встрече с руководством ЕХБ Правление союза ХВЕ не пришло к согласию с баптистами из-за отсутствия общего понима­ния в вопросах действия благодати Духа Святого (в частности, о пророчестве и т.д.). Участие во встрече принимали А.И.Бидаш, В.И.Белых, И.А.Левчук и другие руководящие братья.

Возник важный вопрос: как жить дальше? Дух Святой сказал: «Трудитесь — Я даю вам свободу». Правление братства продол­жило свою работу. А.И.Бидаш и В.И.Белых проходили по городам и селам Украины. Молдовы основывая новые церкви, излагая вероучение ХВЕ, рукополагая священнослужителей.

В конце 1956 года, согласно решения Совета Епископов, в Черновцах В.И.Белых рукоположили на епископское служение1". Через некоторое время на епископское служение рукоположили Ивана Антоновича Левчука, который на протяжении всей жизни был верным помощником В.И.Белых в его ответственном служении.

Во время заседаний Совета Епископов была утверждена структу­ра руководства Братства. Руководящими органами союза Церквей ХВЕ стали Совет Епископов и Правление. Начальствующим епис­копом был избран А.И.Бидаш. Територрия СССР была разделена на 38 духовных регионов. Отдельными регионами выступали Беларусь. Армения. Молдова, Красноярский кран. Краснодарский крап, области России и Украины. В каждом регионе правление Церкви ХВЕ создавало региональные правления, утверждало епископов, старших пресвитеров.

Заседания Совета Епископов проходили преимущественно в г.Пятихатки. где жил председатель Правления союза ХВЕ Афа­насий Иванович Бидаш и его жена. Варвара Яковлевна, которая была верной помощницей в ответственном служении. Он. по сви­детельству служителей, был очень мудрым и в очень кротким. На судьбу этого мужественного человека выпало пережить 20 лет уз во имя Христа. Во время заседаний Совета Епископов постоянно допол­нялось и утверждалось вероучение ХВЕ.

В 1957 году КГБ начал предупреждать о возможных новых преследованиях. Власти говорили, что общины ХВЕ не могут быть зарегистрированы, и, таким образом, Церковь была постав­лена вне закона. В справочниках и словарях пятидесятников назы­вали психически больными людьми. «Иные языки» квалифициро­вались как изуверский обряд, приводящий к расстройству психи­ки, которое наступает под действием «усиленных молитв».

В 60-х годах власти все-таки предложили регистрацию, но только тем общинам ХВЕ, которые откажутся от «изуверских обрядов». Была объявлена возможность автономной регистрации при городских и районных Советах народных депутатов. Началась усиленная работа КГБ, направленная на регистрацию всех помес­тных церквей ХВЕ. Начались деления в братстве. Некоторые церкви шли на компромисс с властями, другие продолжали бо­роться. Положение в братстве усложнилось. Много церквей все-таки воспользовались возможностью иметь легальный статус и продолжали в особых условиях вести борьбу против вмешатель­ства властей в дела церковного устройства.

В то время действовало законодательство «О религиозных объединениях», вышедшее в 1929 г., которое запрещало благотво­рительность, молодежные служения, воспитание детей в Церкви, в воскресных школах. Проповедь Слова Божьего разрешалась только в рамках Молитвенных домов. Закон предусматривал образование специальных комиссий для надсмотра за религиоз­ной деятельностью. Все это ущемляло свободу вероисповеда­ния, и верующие не могли согласиться с таким положением.

Преследования, гонения, показные суды, приписываемая Цер­кви антисоветская деятельность, штрафы, узы, ссылки, антире­лигиозная пропаганда, сопровождаемая клеветой, были нацеле­ны против нерегистрированного союза ХВЕ.

В 1957 г. в г.Пятихатки во время заседания Совета Епископов, когда дорабатывалось вероучение ХВЕ, сотрудники КГБ «перепи­сали» священнослужителей и сурово предупредили Правление союза о возможном аресте руководства. В скором времени И. А.Би­даш и И.А.Левчук были репрессированы. В этот период В.И.Бе­лых находился в Винницкой области и продолжал работу по устройству и объединению церквей области.

Осенью 1958 г. В.И.Белых был арестован и после суда в мае 1959 г. был отправлен на Воркуту, а некоторое время спустя — в мордовские лагеря.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал