Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточные религии






Последняя треть века ознаменовалась необычайно быстрым

ростом религий так называемого «нового времени», берущих

начало от классической индуистской философии.

Индуизм. Он с трудом поддаётся краткому описанию, поскольку

содержит огромное множество различных верований и обычаев, и

насчитывает множество индуистских сект. Возник в середине 1 тыс. н.э.

История. Индуизм имеет 4 основных периода в своём зарождении.

I. Самая ранняя стадия — «Праведический период» (II тыс. до н.э.). В этот период в Индии существовала языческая цивилизация, похожая на ту, которая была при месопотамских временах Авраама, с элементами ранних видов колдовства. Исповедовалось многобожие (политеизм)1. Особенное поклонение воздавалось богине-Матери и рогатому божеству, сидящему, наподобие йога, в позе «лотоса».

II. «Ведический период» начинается приблизительно с 1500 г. до н.э., когда народы Центральной Азии (арии) вторглись в Северную Индию, и продвигаясь на юг, навязали индусам свою религию, основанную на «Ведах».

«Веды» («мудрость» или «священное знание») — сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, сама Веда, Яджурведа и Атхарва-веда), богословские трактаты (упанишады, брахмены, историчес­кие предания — эпос Бхагават-гита). Комментарии к Ведам назы­ваются Упанишад и являются синтезом их учения.

Арии поклонялись скорее силам природы, чем идолам (Индра — бог космоса и звезд, Варуна — бог неба, Агни — бог огня, Сома — бог наркотического растения). Они разработали сложную систему жертвоприношений, что позднее привело к образованию касты браминов (жрецов).

III. За ведическим периодом последовал «период Упанишад» (брахманизм) (около 600 г. до н.э.). В основных чертах воззрения Упанишад сводится к пантеизму, кармическому воздаянию, пере­селению душ. Главное положение этой системы в том, что Вселен­ная есть бог и бог есть Вселенная. Личная, универсальная, всеобъ­емлющая душа носит название Брахман (или Браман).

Учение о сансаре подразумевает, что жизнь человека есть беско­нечный ряд перевоплощений, рождений заново в различных обра­зах (в зависимости от того, какую «карму» заслужило живое суще­ство в своих предыдущих воплощениях).

Учение о карме. Карма — нравственный закон о нерушимой причине-следственной связи между делами человека и его будущей жизнью.

В период Упанишад изменилась концепция «спасения»: если раньше упор делался на выполнение обязательств перед боже­ствами, то теперь — из потока воплощений, когда индивидуальная душа (атман) сливается с Брахманом, душой Вселенной.

В этот период индуизм начал разделяться на два основных течения: 1) народную, массовую религию; 2) религию образован­ных слоев общества, пропитанную философией.

Вместе с этим индуизм, усложненный философски в теории, стал
настолько коррумпированным, приспособленческим на практике,
что в нем стали возникать реформистские внутренние течения. Два
из них — буддизм и джайнизм — очень широко распространились
и стали_самдстоятельнь1ми религиями. _ _ _ _
тполитеизм — многобожие; монотеизм — единобожие.
2патеизм — все сущее божественно и прекрасно.
Зсансара (или реикарнация) — перевоплощение (или переселение душ).

Во многом в индуизме обратились к поклонению единому высшему божеству, что однако не означает принятия индуизмом единобожия.

IV.В христианскую эпоху индуизм вступил в новый «ведический (или постведический) период».

«Веданта — индуистская философская книга, основанная на бо­лее ранних «Упанишадах», учит, что человек нуждается в освобож­дении (мокша). Личность человека (согласно этому учению) прохо­дит через стадии стремления к наслаждениям, мирскому успеху, если она достинает зрелости, то обращается к идее самоотрече­ния и нравственного долга, но более глубокая, основная необходи­мость — мокша. Она достигается, когда личность доводит до бесконечного совершенства свое бытие, сознание, ясность мысли и блаженство, а т.к. Брахман — безличная абсолютная душа, то единственный путь для человека для достижения мокши — осоз­нать, что внутреннее «я» есть ни что иное, как Брахман. Таким образом индуистское «спасение» достигается отделением от сво­его смертного «я» и слиянием со Вселенной. Тогда личность погружается в нирвану, состояние бесконечного бесстрастного покоя, три основных способа достижения которого известны, как разновидности йоги.

Йога — буквально «связь», единение, сосредоточение, усилие (санскр.) — учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной философской системы индуизма.

В XIX веке в индуизме вновь возникли реформисткие учения.

Во 2-й половине XIX в. началось своего рода возрождение инду­изма, продолжавшееся и в XX веке. Так Рамакришна и его ученик Вивеканда основали движение, известное теперь под названием «Миссия Рамакришны» (или «Общество Веданты»), призывающее к объединению всех религий, настаивая однако на том, что веданти-ческий индуизм стоит выше других учений и должен сыграть особую роль при объединении.

Верования. Единого представления о Боге в индуизме нет. Кроме уже названных, можно представить следующие важнейшие кон­цепции божества:

Монизм — все в одном /одно во всем/, все сущее одно. Панен-теизм — мир пребывает в Боге, а Бог проявляет себя в мире; Манимиз — боги живут в неживых предметах;

Генотеизм — есть много богов, но один из них главный.

Горохман, как душа Вселенной, представляется, в первую оче­редь, тремя основными богами: Брамой (мужским вопложением «Брахмана»), Вишну (Хранителем) и Шивой (Разрушителем).

Весь существующий мир, Вселенная — по сути великая «игра божества» Лила, космический танец безграничных сил. Этот мир — несущественен и обманчив, неизменен только Брахман.

Все индуистские секты, которых насчитывается сотни, делятся на два основных течения:

1) Шиваизм, почитающие бога Шиву, как высшее проявление божества;

2) Вишнуизм, прибегающие к различным видам поклонению богу Вишну, как высшему божеству в его разных проявлениях и его 10 воплощениях (аватарах, в 10-ти из которых он уже сходил в этот мир). Седьмое и восьмое воплощения — Рама и Кришна — главные аватары, которым поклоняются даже больше, чем самому Вишну.

Йога — метод осознать идентичность атмана и Горахмана (во всём мире являющим одним из распрастранённых и популярных мето­дов «духовного деления» и воздействия на психическую, физиоло­гическую стороны человека, притом осуществляемого в самых различных формах) играет очень важную роль в индуизме. Понима­ние значения этого «деления» очень важно для понимания духовных проблем людей, любым образом связанных восточными верованиями.

Три основных способа (три вида йоги) достижения «нирваны»:

1). Джана-йога. Спасение через познание, требующее изучать изречения мудрецов, священные книги, предаваться медитации1, обращая своё сознание внутрь себя.

2). Бхакги-йога. Спасение через самопожертвование, когда вы­бирается какой-либо способ служения божеству, приводит к само­реализации через ритуальные жертвы и дисциплину.

3). Карма-йога. Спасение через точное выполнение всех ритуалов, церемоний, жертвоприношений, паломничество и другие добрые дела, причём совершаемые совершенно бескорыстно и только по искреннему внутреннему побуждению (путь независимых действий).

Все эти способы включают в себя в какой-то мере и четвертую доктрину — раджа-йогу, которая представляет собой технику ме­дитаций — контроль над телом, дыханием, мыслями. Существуют другие виды йоги, как виды религиозно-философских систем и определенных методов «духовного деления» одновременно. На­пример, Интегральная йога (Шри Ауроби).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал