Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3.2. Становление философии. Философия Древнего востока и Античности.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 2.3.1. Философия, ее предмет, структура и роль в культуре.

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

2. Предметное самоопределение философии, ее проблемное поле и основной вопрос.

3. Структура философского знания, его основные разделы. Исторические формы, способы и типы философствования.

4. Функциональное назначение, ее место и роль в культуре.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор? Философия – это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;

к) наука об отношении человека к миру.

2. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

3. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определённая философия?

 

Литература к теме:

Основная:

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004, с 4-87.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004, с. 4-45.

3. А.Г. Спиркин. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардариш, 2005г, с. 11-21.

Дополнительная:

4. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

5. Мамардашвили, М.К. Введение в философию/ М.К. Мамардашвили // Мамардашвили, М.К. Философские чтения / М.К. Мамардашвили. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 5 – 170.

6. Мамардашвили К. Как я понимаю философию…/Сост. И предисл. Ю.П. Сенокосова. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

7. Поппер, К.Р. Предположения и опровержения: пер. с англ. / К.Р. Поппер. – М.: АСТ, Ермак, 2004. – 640 с.

8. Хофмайстер, Х. Что значит мыслить философски: пер. с нем. / Х. Хофмайстер. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с.

9. Гуддинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: (Для чего мы живем и каково наше место в мире) Пер. с англ./Общ. Ред. Т.В. Барчуновой. – Ярославль, Изд-во «ДИА-Пресс», 2000. – 431 с.

10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

 

Тема 2.3.2. Становление философии. Философия Древнего востока и Античности.

1. Условия формирования древнеиндийской философии. Веды: отграничение от религиозной традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы: критерий разграничения.

2. Философия буддизма. Фундаментальные положения буддийской доктрины: «четыре благородные истины», «восьмеричный путь».

3. Древнекитайская философия. Даосизм: понятия «дао» и «дэ». Этика даосизма.

4. Конфуцианство. Принципы конфуцианства (ли, сяо, жень), представления о совершенном человеке.

5. Условия формирования и развития древнегреческой философии. Натурфилософские школы: ионийская (милетская школа, Гераклит, Анаксагор) и италийская (пифагорейская, элейская).

6. Антропологический поворот в древнегреческой философии: феномен софистики. Сократ: проблематизация морали и становление этической рефлексии.

7. Философские системы Платона и Аристотеля. Проблема бытия и первоначала: учение об идеях и формах. Учение Аристотеля о потенции и акте, о перводвигателе. Дисциплинарное оформление и систематизация философского знания в традиции Академии и Ликея.

8. Эллинистические философские школы: стоики, эпикурейцы, скептики. Перенос проблематики с теоретической на практическую философию: как надо жить, а не что такое жизнь – новое проблемное поле философии. Неоплатонический синтез.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

2. Объясните понятие «метафизика» по Аристотелю.

3. Почем в древности ещё не было (и не могло быть) чёткого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т.п.?

 

Литература к теме:

Основная:

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004, с 89-110.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004, с. 47-100.

3. А.Г. Спиркин. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардариш, 2005г, 22-79.

4. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студ. вузов по нефилософским спец. и напр. / Б.Л. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.Н Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю., Сидориной. – 4-е изд., стер. - М.: Гардарика, 2008, с. 18-130.

5. Грановская М.В. Теория мировых катастроф у досократиков и Платона. Вестник МГУ №6, 2007г., с. 37-79.

6. Пастухова Э.Р. Онтологические схемы Упанишад и Адвайта - Веданты в аспекте субъект-объектной парадигмы., ж. Вестник МГУ №1, 2009г. с.26-36.

7. Вишневский А., Шангин В.О. Некоторые допустимые правила для системы сократического вывода, ж. Вестник МГУ №5, 2007г, с.77-88.

Дополнительная:

8. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 480 с.

9. Конфуций. Беседы и суждения [Текст]: пер. с кит. / Конфуций. – М.: Мир книги; Литература, 2006. – 352 с.

10. Дао: гармония мира. – М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во Фолио, 2002. – 854 с. (Серия «Антология мысли»).

11. Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. Пособие для преподавателей. М.: - Интерпракс, 1994. – 192 с. (Контрастивный анализ двух важных математических трактатов древности: «Начал» Евклида и «Математики в девяти книгах»(«Цзю чжан суань шу»)).

12. Асмус, В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2007. – 400 с.

13. Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. – М.: Высшая школа, 2005. – 384 с.

14. Греческая философия. В 2 т. Т. 1: пер. с фр. / Под ред. М. Като-Спербер. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. – XVI + 499 с.

15. Греческая философия. В 2 т.: пер. с фр. / Под ред. М. Като-Спербер. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. – Т. 2. – 2008. – 488 с.

16. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс] / А.Ф. Лосев. – Режим доступа: https://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm.

17. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с. (Антология мудрости).

18. Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение./Редакция греческого текста, русский перевод, вступительная статья и комментарии Ю.А. Шичалина. Изд-во «Греко-латинский кабинет®» Ю.А. Шичалина. М.: 1994г.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал