Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы регулирования гражданско-правовых отношений в феодальном праве Европы.






В процессе формирования общегерманского права особая роль принадлежала частным правовым компиляциям, действие которых выходило за рамки отдельных немецких земель. В 13 в. наблюдались попытки кодификации норм обычного права, наиболее выдающейся из которых стало " Саксонское зерцало". Оно стало действующим источником права в 1232 г. Автором этого сборника считается антгальский рыцарь и судья Эйке фон Репгоф. Его называют первым выдающимся правоведом Германии. О нём известно лишь то, что происходил он из местечка Репгау на Эльбе. Эйке фон Репгау являлся также автором крупного исторического произведения – " Саксонская светская хроника" – первого исторического трактата на немецком языке.

" Саксонское зерцало" состояло из двух частей. Первая (земское право) посвящалась правовому статусу свободных и рыцарей. Вторая (ленное право) – феодальным повинностям. Земское право представляло собой право свободного, но неблагородного сословия (шеффенского). Оно содержало нормы вещного, обязательственного, семейного, уголовного, процессуального права. Ленным правом обладали лишь феодалы.

Нормы " Саксонского зерцала" были распространены в основном на севере Германии и послужили основой права города Магдебурга, откуда оно распространилось в южной Германии, Голландии, Польше и Лифляндии. Особенностью " Саксонского зерцала" стало то обстоятельство, что оно закрепило ряд важнейших политико-правовых идей. К ним относится идея божественного происхождения права и его непререкаемого авторитета в обществе. Эта мысль подтверждалась многочисленными цитатами из Библии и других религиозных текстов. В тексте источника закрепилась мысль о разделении светской и церковной юрисдикции. Автор был убежден, что приоритет в нормотворчестве должен принадлежать императору. Здесь закреплялся принцип выборности германского правителя.

В период между 1273 и 1282 гг. был составлен ещё один сборник, получивший название " Швабского зерцала". Его источниками стали Баварская и Аллеманская правды, капитулярии. Римское и каноническое право. Этот сборник применялся в основном в южной Германии.

Права, предоставленные Фридрихом II феодалам, получили закрепление в двух конституциях: " О правах князей духовных" 1220 г. и в конституции о правах князей светских 1232 г.

К 10 в. свободное население страны разделилось на податное сословие (крестьянство) и военное (рыцарство). Последнее превратилось в господствующее, взяв на себя функции управления и военное дело. В 13 в. рыцарство окончательно сформировалось и приобрело замкнутый характер. Единственным занятием, считавшимся достойным рыцарства, было военное дело. Звание рыцаря стало передаваться по наследству даже в случае отсутствия земельного надела. Им считался тот, кто мог доказать своё происхождение от четырех рыцарских предков. Рыцарство подразделялось по степени знатности и богатства на ранги, которых насчитывалось семь по количеству щитов в войске.

Следующая ступенька социальной иерархии была представлена бюргерством (городским населением) и свободным крестьянством. Последнее отличалось неоднородностью и было представлено теми, кто владел собственностью, не неся никаких повинностей за это перед феодалами, и чиншевиками, которые уплачивали за владение землей определенную сумму. Бюргеры пользовались особыми правами и некоторой автономией. Они не считались податным сословием, так как город выполнял все повинности коллективно, а каждый отдельный бюргер не подлежал обложению. Несвободное население делилось на крепостных и холопов. Последние полностью зависели от своих господ. Мера их повинностей не регламентировалась законом.

Основой гражданского права являлась иерархическая структура феодальной собственности. Большое значение в германском праве придавалось категории владения. В отличие от римского права владельцем признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем считался также и залогоприниматель. Залогодатель имел право только выкупить вещь. С развитием городов и торговли появилась аналогичная французскому институту защита прав добросовестного приобретателя. В отличие от римской виндикации, настоящий собственник не имел права требовать эту вещь у добросовестного приобретателя. Можно было отбирать только краденые вещи.

В семейном праве господствовал патриархальный брак с опекой со стороны мужа. Процедура заключения брака и статус супругов регулировался нормами канонического права. Наследственное право в течение долгого времени сохраняло пережитки общинных отношений. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. Первоначально его доля шла на совершение погребального обряда, а позже стала переходить церкви за упокой души. В сельской местности женщины были отстранены от наследования, а городах они довольно рано получили равные с мужчинами права наследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал