Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки и особенности английской буржуазной революции.
XVII столетие в истории человечества ознаменовалось переходом от средневекового феодального государства и права к современному, что было вызвано становлением нового политического уклада, ориентированного на буржуазные отношения. Этому способствовали передовые правовые и социально-политические концепции, сформулированные в эпоху Возрождения и Просвещения и воплотившиеся в революционной практике буржуазных революций в Англии и Франции. Английская буржуазная революция 1640-1660 гг. явилась одной из первых в Европе, ознаменовав собой переход от абсолютизма к конституционной монархии. Важнейшей её особенностью стала ограниченность социально-политических требований оппозиции, а следовательно, и характера революционных преобразований в области государственности и права. Связано это было с тем, что английская буржуазия выступила против абсолютной монархии и всевластия церкви не в союзе с народом, как, например, во Франции, а с «новым дворянством». Англия стала первой страной, покончившей с феодальными пережитками в экономических и политических отношениях, сохранив при этом удивительную преемственность старых форм и нового содержания. Процесс перерастания абсолютизма в конституционную парламентскую монархию носил эволюционный характер и отразил присущий английской ментальности консерватизм. Дж.М. Тревельян писал: " Бесполезно искать одну дату, когда " кончились" в Англии средние века. Всё, что можно сказать, так это то, что в 13 столетии общество в Англии было средневековым, а в 19 оно уже не было таковым". Не менее трудно установить и дату рождения английского конституционализма. Большинство исследователей считают, что это обусловлено особенностями генезиса английского феодализма, который в результате нормандского завоевания насаждался сверху и получил более полное и законченное оформление по сравнению с другими европейскими странами. Если в континентальных странах традиции ограничения королевской власти не получили широкого распространения, то в Англии они сохранили силу. Достаточно вспомнить и проанализировать " Великую хартию вольностей" 1215 г. Даже в эпоху абсолютистского правления парламент Англии продолжал функционировать. Английские монархи неоднократно попирали принципы " Великой хартии" 1215 г., но и тогда они продолжали жить в сознании англичан и формировали их политические представления и идеалы. Противостояние короля и парламента, приведшее к революции, обозначилось в начале XVII в., когда на престол взошли Стюарты. С 1603 г. королем Англии стал сын казненной Елизаветой шотландской королевы Марии Стюарт – Яков VI Шотландский, принявший в Англии имя Якова I. Противоречия между феодально-абсолютистским строем и буржуазными отношениями при новой династии приняли наиболее отчетливое выражение. Феодальная аристократия возлагала на нового короля, сына католички Марии Стюарт, большие надежды, полагая, что он восстановит в Англии католицизм или, во всяком случае, отменит наиболее стеснительные для католиков законы, установленные при Елизавете Тюдор. Яков был убежденным поклонником абсолютистских доктрин, развивавшихся в 16 в. в ряде стран континентальной Европы. Политический строй Франции и Испании, где королевская власть к 17 в. получила завершенные абсолютистские формы, казалась ему идеалом. Поэтому стремление буржуазии и нового дворянства к ограничению королевского абсолютизма и к использованию английского парламента в этих целях встретило со стороны нового монарха решительное осуждение и противодействие. Важнейшую опору абсолютизма составляла англиканская церковь, для которой монарх являлся гарантом сохранения всего церковного имущества. Королевская власть гарантировала англиканству положение господствующей, единственно признанной государством церкви. Феодальная реакция проявлялась и в финансовой политике. В этот период были восстановлены давно забытые феодальные платежи и сборы, реанимировались архаичные феодально-рыцарские обычаи. В области внешней политики король явно стремился к союзу с феодально-абсолютистскими и католическими странами – Испанией и Францией. 2. Революционное законодательство «Долгого парламента». Парламент, собиравшийся при Якове I, резко высказывался против реакционных мероприятий внутренней и внешней политики. Уже первый парламент, собравшийся в 1604 г. и действовавший с перерывами до 1611 г., представил королю особую «Апологию палаты общин». В этом документе говорилось, что Яков I «неправильно осведомлен» о взаимоотношениях короля и парламента: у короля не должно быть абсолютной власти, он должен делить законодательные полномочия с парламентом, парламентские привилегии должны являться «прирожденными вольностями английского народа». Авторы документы объявили заблуждением убеждение короля, что привилегии палаты общин принадлежат королевской милости. Они утверждали, что эти привилегии получены от предков и принадлежат парламенту по праву, а не из королевской милости. Уже в первом парламенте был поставлен вопрос о его праве устанавливать налоги. В петиции, поданной королю в начале 1611 г., парламент требовал отмены всех налогов, взимаемых правительством без утверждения их палатой общин. Тем же составом парламента королю было предложено отказаться от прав феодальной опеки и прочих поборов, связанных с правами короля как верховного сеньора Англии. Общины предлагали за отмену этих феодальных прав короля предоставить ему ежегодно доход в виде субсидий размером в 200 тыс. фунтов. «Великий контракт», как называли это соглашение, не состоялся. Король счел эту сделку недостаточно выгодной для себя. Созванный после четырехлетнего перерыва в 1614 г., второй парламент заседал всего два месяца и был распущен королем, так как общины снова потребовали, чтобы король прекратил сбор всех неутвержденных парламентом налогов. После этого парламент не созывался 7 лет. Третий парламент начал работу в 1621 г. При его открытии члены палаты общин выразили недовольство монополиями и привилегиями, тормозившими экономическое развитие страны. Парламенту удалось собственной властью привлечь к ответственности наиболее крупных монополистов, фактически восстановив тем самым свои судебные полномочия, утраченные при Тюдорах. За этим актом последовало и привлечение к ответственности министров, подписавших патенты на монополию. Яков I оспаривал право парламента судит его министров, но не смог помешать судебному процессу над своим канцлером. В 1625 г. на престол взошёл Карл I, проводивший ещё более реакционную политику. При Карле I выступления оппозиции приняли ещё более радикальный характер. Неудачная внешняя политика стала одной из причин нарастания недовольства господствовавшим порядком. Уже первый парламент Карла I, собравшийся в июне 1625 г., оказался чрезвычайно кратковременным. Он был распущен в августе 1625 г. В качества лидера оппозиции особую известность тогда приобрел Джон Элиот, происходивший из графства Девоншир, где он командовал местной флотилией. Собравшийся в феврале 1626 г. второй парламент Карла I был настроен ещё более оппозиционно. По причине инициирования палатой общин судебного разбирательства против герцога Бекингема он был распущен 15 июня 1626 г. Третий парламент был созван весной 1628 г. в условиях финансового краха и провала военных операций во Франции. В составе парламента оказалось много представителей оппозиции, которые отказывались платить несанкционированные парламентом налоги. В этом парламенте оформилось руководство оппозиции, в которое входили Джон Элиот, Эдуард Кок, Джон Пим. Парламент открылся 17 марта 1628 г. Он потребовал от короля гарантии ряда личных и имущественных прав, сформулированных в документе, известном как «Петиция о праве». Она содержала следующие пункты: население не должно быть против своего желания принуждаемо к займам и к уплате налогов, не утвержденных парламентом; никто не может быть арестован и лишен имущества, иначе как по законному приговору суда и закону страны; должны быть прекращены аресты гражданских лиц по законам военного времени; должны быть прекращены военные постои в домах частных лиц. Документ содержал напоминание о 39-й статье " Великой хартии вольностей", где говорилось, что " ни один свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишен владения, иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны…". Петиция напоминала о праве парламента вотировать налоги, доказывала необходимость устранения чрезвычайных судебных органов, обвиняла короля в " нарушении законов и вольностей королевства". Важное значение придавали авторы документа ограничению уголовно – процессуального произвола исполнительной власти, который проявлялся в незаконных арестах и заточениях за отказ платить чрезмерные налоги или по указанию Тайного совета. Уголовное преследование часто использовалось тогда в целях устранения политической оппозиционности короне. Карл I вынужден был принят петицию, так как только при этом условии парламент соглашался выдать королю очередные субсидии. Но практически сразу же король стал нарушать данные им обязательства, толкуя их иначе, чем парламент. Так как парламент вновь стал настаивать на удалении от политического управления герцога Бекингема и предании его суду, король поспешил распустить парламент на каникулы, обещая созвать его вновь осенью того же года. В перерыве между двумя парламентскими сессиями был убит офицером Фелтоном герцог Бекингем. Оппозиция открыто заявило о своём удовлетворении случившимся. Многие политики того времени заговорили о том, что убийство королевского фаворита стало первым шагом к освобождению страны от тирании. Оппозиция, возмущенная роспуском «короткого» парламента, требовала скорейшего созыва нового. В августе 1640 г. двенадцать оппозиционно настроенных лордов обратились к королю с петицией, в которой указывалось на тяжелое экономическое положение страны, и советовали королю как можно скорее созвать новый парламент. Вскоре аналогичная петиция была представлена королю от имени населения Лондона. Под этой петицией имелось более 10 тыс. подписей. На совещании с пэрами 24 сентября 1640 г. король вынужден был заявить о своем намерении созвать парламент 3 ноября. Новый парламент вошел в историю под названием Долгого парламента, так как, собравшись в конце 1640 г., он не расходился в течение двенадцати с половиной лет. Официальный список депутатов Долгого парламента по партиям в 1640 г. отсутствовал. Старая избирательная система благоприятствовала короне. Вместе с тем, центр, восток и юго-восток Англии (наиболее передовые в экономическом отношении) дали явный перевес парламентской партии: из 137 депутатов они отправили в парламент 105 прогрессивно настроенных депутатов и только 32 роялиста. В целом из 511 депутатов за парламент выступало 290 депутатов, за короля – 221 (то есть 57% против 43%). Значительную группу в Долгом парламенте составляли юристы. Связанные с буржуазией прежде всего профессионально, оформляя всякого рода юридические сделки, разрешая различные тяжбы гражданского судопроизводства, юристы превращались в присяжных защитников буржуазии. Ссылками на статутное право и традиционную практику судов юристы помогали парламентской оппозиции аргументировать и облекать в правовые формулы политические требования буржуазии и нового дворянства. Открывая 3 ноября 1640 г. парламент, король в своей речи занял примирительную позицию, просил содействия парламента и обещал удовлетворить «справедливые жалобы» палаты. В ответ один из лидеров оппозиции Пим сформулировал требования палаты общин, разделив все «жалобы» на три категории: нарушение правительством парламентских привилегий, искажение религии, покушение на свободу подданных. Основные требования Пима сводились к гарантированному установлению свободы личности, частной собственности, капиталистической конкуренции. В декабре 1641 г. Долгий парламент проголосовал за " Великую ремонстрацию" (осуждение), провозгласившую курс на ограничение полномочий короля и его министров. Сами составители документа полагали, что он приведёт к восстановлению " законных начал управления и права". " Великая ремонстрация" провозгласила ликвидацию Звёздной палаты, ограничила судебные полномочия короны и юрисдикцию Тайного совета. Документ устанавливал максимальный срок беспарламентского правления, который не должен был превышать 3 года. Теперь парламент нельзя было распустить ранее, чем через 50 дней после его созыва. Ограничивалась " произвольная власть, претендовавшая от имени Его Величества на обложение подданных и взимание налогов с их имущества без согласия парламента". Такое положение вещей объявлялось незаконным. Таким образом, парламент постепенно превращался из королевского в общенациональный орган власти. " Великая ремонстрация" легитимно закрепила многие преобразования, проведенные в годы " долгого" парламента. Это обострило политическое противостояние в обществе и привело к революционным потрясениям.
|