Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика древневосточных государств






 

Первобытно-общинный строй – это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Вместе с тем причины, которые впоследствии вызвали возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного общества, и потому его характеристика является необходимой предпосылкой для выяснения этих причин.

Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Особенности экономического строя первобытного общества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и социальных норм.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца.

Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода – мужчин и женщин.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.

В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяжении всей историй первобытного общества, постепенно создавались предпосылки его разложения. Совершенствовались орудия труда, люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, возрастал уровень материальной и духовной культуры общества,

Первостепенную роль в развитии экономики и переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.

Когда производительные силы усовершенствовались, возникла возможность целым племенам сконцентрировать свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В результате на смену естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда. Развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством. Произошло отделение скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения, скотоводство обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным переменам в первобытно-общинном строе.

После первого крупного общественного разделения труда, вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы.

История свидетельствует, что первыми рабовладельцами повсеместно были пастухи и скотоводы. Это объясняется тем, что именно стада, составлявшие в ту эпоху главное богатство, ранее других ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц. Поначалу рабство носило спорадический характер, но с дальнейшим развитием экономики оно все больше укоренялось в социальной жизни.

Не прекращавшийся рост производительности труда в различных областях человеческой деятельности повышал ценность рабочей силы, и если на предыдущей ступени рабство только возникало, то теперь оно становиться существенной частью общественной системы.

Новое разделение труда повлекло за собой новое разделение общества на классы и первобытный строй уступил место обществу, в котором происходила ожесточенная борьба классов.

Рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства. От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками: создание особой публичной власти, разделение подданных государства по территориальным делениям,

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. В зависимости от этих условий можно выделить три основные формы, в которых возникло государство на развалинах родового строя – афинскую, римскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах представляет собой классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из антагонистических классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных приходящих факторов.

Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Возникновение Афинского рабовладельческого государства – типичный пример образования государства.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями. Борьба плебеев против патрицианских привилегий была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал