Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итальянского государства и права






 

Современная Италия – это классическая парламентарная республика, где правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента, в котором отсутствует устойчивое партийное большинство. Как следствие страна переживает частые отставки правительства, что еще раз доказывает существование в стране режима парламентаризма и выступает показателем демократизма государства. Опасность подобных процессов таится в нестабильности управления государством, что и вылилось в череду правительственных кризисов потрясших Италию в послевоенное время.

Именно с целью прекратить бесконечную смену правительств в начале 1990-х гг. в стране была реформирована избирательная система применительно к выборам в парламент, а в настоящее время изменена форма правления. Сегодня Италия – это полупрезидентская республика, на что указывают расширение конституционного пространства и прямые выборы президента, срок полномочий которого семь лет.

Произошли изменения и в избирательной системе: вместо пропорциональной, введена смешанная избирательная система и установлен порог (так называемый «заградительный барьер») представительства в палате депутатов – не менее 4 % голосов избирателей. Активное избирательное право предоставляется итальянским гражданам, достигшим 18 лет (избирательного права лишены психически больные люди, банкроты – на срок до 5 лет и т.д.). Возрастной ценз пассивного избирательного права составляет 25 лет для кандидатов в депутаты нижней палаты парламента (палату депутатов), 40 лет – для сенаторов и 50 лет – для кандидатов в президенты.

По Конституции 1947 г. области самостоятельно могут устанавливать предписания о проведении на своей территорией референдума. В стране довольно часто проводятся референдумы, поэтому право на данную форму проявления демократии приходится итальянским гражданам использовать достаточно интенсивно. Наряду с правом на референдум граждане обладают правом на народную инициативу, когда подписанный не менее 50 тыс. избирателей законопроект может быть внесен на рассмотрение в любую палату итальянского парламента.

Судебная система Италии представлена двумя ветвями: системой общих (состоящая из консилиаторов, преторов, трибуналов, апелляционных судов и Кассационного суда) и административных судов.

Консилиаторы – рассматривают малозначительные гражданские дела, образуя основание судебной системы. Преторы – являются апелляционной инстанцией по отношению к консилиаторам, рассматривают некоторые гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции (их по стране в целом около 1 тысячи). Трибуналы – рассматривают апелляционные жалобы по отношению к преторам, рассматривая более значительные гражданские и уголовные дела по первой инстанции (их около 150). Апелляционные суды – рассматривают гражданские и уголовные дела поступающие из трибуналов, при них создаются суды присяжных (их 23). Кассационный суд – является высшим судебным органом системы общих судов Италии, представляет собой кассационную инстанцию по отношению к решениям апелляционных судов, рассматривает споры о компетенции между судами, обеспечивает единство судебной практики.

Система территориального деления включает в себя области, провинции и коммуны. Автономией обладают только области, разделенные на две категории – с общим (их 15) и специальным статусом (их 5). Автономные области в унитарной Италии по статусу приближены к субъектам федеративного государства. Области с общим статусом имеют общие для них всех конституционные и законодательные нормы. Области со специальным статусом имеют индивидуальный статус, что определяется либо островным положением конкретных областей (Сицилия, Сардиния), либо проживанием на их территории конкретных национальных меньшинств. Роль основного закона каждой области выполняет статус, который принимается областным советом и утверждается законом республики.

Области имеют собственные органы власти: советы (являющиеся представительными и законодательными органами, избираемыми населением) и джунты (исполнительные органы области, формируемые советами). Во главе советов и джунтов стоят председатели.

Председатель джунты несет за нее ответственность и представляет область во взаимоотношениях с высшими органами республики и другими областями, промульгирует законы принимаемые областным советом, координирует в целом работу джунты.

В области имеется не только самоуправление, но и государственное управление в лице правительственного комиссара, который осуществляет административный надзор за деятельностью областных советов.

Таким образом, промежуточный характер Италии – между унитарной и федеративной формами обусловили закономерный процесс подготовки Закона о федеративном устройстве государства. Крупная конституционная реформа, проведенная в Италии, установила в стране президентско-парламентскую республику как форму правления и федерацию как форму территориального устройства.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Раскройте государственный строй Италии начала XX в.

2. Охарактеризуйте механизм фашистской диктатуры Муссолини.

3. Какую форму государства устанавливала Конституция Италии 1947 г.?

4. Дайте общую характеристику правовой системе Италии.

5. Каковы отличительные особенности и основные источники права в Италии?

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал