Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право Китая в Новейшее время






 

В XVII-XIX вв. крупнейшее государство мира Китай оставался феодальной и полуколониальной державой, где правила маньчжурская династия Цин. Во главе структуры государственной власти стоял император-богдыхан, обладающий всей полнотой гражданской и военной власти. Власть на местах принадлежала императорским наместникам и губернаторам провинций. Маньчжуры занимали командные посты в госаппарате.

Экономическое порабощение Китая западными державами с помощью навязывания неравноправных договоров, неспособность Цинской монархии защищать интересы нации и создать условия для развития капитализма породили во второй половине XIX в. крестьянский восстания.

Буржуазную революцию в Китае возглавил Сун Ятсен, создавший партию Гоминьдан (национальная партия) и разработавший ее программу, которая предусмотривала: ликвидацию цинской монархии, создание республики и демократического правительства, проведение социально-экономических реформ.

При участии народа в феврале 1912 г. монархия была низвергнута и в Нанкине образовалось временное правительство во главе с генералом-милитаристом Юань Шикаем. Сун Ятсен приступил к исполнению обязанностей президента Китайской республики и 11 марта 1912 г. опубликовал «Временную Конституцию Китайской республики».

Конституция 1912 г. провозгласила Китай демократической республикой. По государственному устройству Китай – унитарное государство. В конституции получил закрепление важный буржуазный принцип – принцип разделения властей.

Высшая законодательная власть вручалась китайскому парламенту, состоявший из двух палат (сената и палаты представителей). Кроме законодательной власти парламент обладал правом утверждения бюджета на новый год, а также мог вынести вотум недоверия правительству.

Главой государства, носителем высшей исполнительной власти по Конституции 1912 г. являлся президент Китайской Республики, избирающийся сроком на 5 лет.

Конституция 1912 г. провозгласила свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, равенство всех граждан перед законом, тайну переписки и др. Конституция 1912 г. закрепила и охраняла частную собственность.

Избирательное право в Китае не было всеобщим и прямым. В выборах могли участвовать лишь граждане старше 21 года, прожившие в данном избирательном округе не менее 2 лет. Кроме этого, каждый избиратель должен был уплатить прямой налог или обладать определенным имуществом. Избиратели вначале избирали выборщиков, а последние избирали депутатов.

В декабре 1912 – феврале 1913 гг. в Китае прошли выборы в парламент. Несмотря на то, что большинство депутатских мест получила партия гоминьдан, ее лидер Сун Ятсен не был избран президентом Китайской республики. Под давлением монархистов, милитаристов и помещиков буржуазный избиратель отдал голоса Юань Шикаю.

Конституция 1912 г. подвергалась изменениям в 1914 и 1918 гг., и каждый раз эти изменения были продиктованы тогдашними правителями – Юань Шикаем, Дуань Цижуем. Все эти изменения преследовали следующие цели: во-первых, расширить как можно больше права президента (так например, срок исполнения его полномочий был увеличен до 10 лет) и, во-вторых, как можно больше ограничить права представительного собрания – парламента.

К началу 20-х гг. XX в. Китай не представлял единого политического целого. Власть центрального правительства Китая (Нанкин-Пекин) распространялась лишь на северные и центральные провинции. Южные провинции подчинялись кантонскому правительству во главе с Сун Ятсеном и признавали в качестве действующей Временную Конституцию 1912 г. Под давлением милитаристов правительство 10 ноября 1923 г. принимает постоянную Конституцию Китайской Республики.

Конституция 1923 г. объявляет КНР унитарным демократическим государством; закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему, как и прежде из двух палат); высшая исполнительная власть принадлежит президенту (им мог быть избран любой гражданин страны в возрасте сорока лет, проживающий в стране не менее десяти лет и пользующийся всей полнотой гражданских прав), который избирается избирательной комиссией, специально образуемой из числа членов парламента; исполнительная власть принадлежит государственному совету (кабинет министров), состоящему из премьер-министра и министров, возглавляющих различные министерства и ведомства; судебная власть принадлежала Верховному суду, члены которого назначались президентом с согласия сената (на местах же функционировали выборные судебные палаты).

По Конституции 1923 г. Китай – унитарное государство. Территориально-административные единицы Китая – провинции и уезды. Представительные собрания провинций и уездов и их исполнительные советы избираются населением на основе прямых выборов на 4 года.

Конституция 1923 г. была введена в действие президентом Цао Куном формально на всей территории Китая.

Несмотря на принятие новой Конституции политическая раздробленность Китая не была преодолена. Историческую судьбу Конституции 1923 г. предрешил юг, где действовал Основной закон 1912 г. и существовал революционно-демократический режим. Президентом самопровозглашенной республики южных провинций в 1923 г. вновь был избран Сун Ятсен, политические взгляды которого приобрели ярко выраженный антиколониальный и антимилитаристский характер.

Партия в 1924 г. пошла на сотрудничество с китайскими коммунистами, на союз с СССР ради создания общенационального фронта борьбы за независимость демократического Китая.

В период революции и гражданской войны 1924-1927 гг. доминировало военное правление, которое логически и фактически, после смерти в 1925 г. Сун Ятсена, завершилось установлением диктатуры генерала Чан Кайши.

Конституция 1923 г. была отменена, Гоминьдан разорвал союз с коммунистами и в 1929 г. объявил о переходе к периоду политической опеки. Высшим органом государственной власти являлся национальный съезд Гоминьдана, а в период между его созывами – центральный исполнительный комитет Гоминьдана. Чан Кайши стал лидером Гоминьдана и председателем правительства.

Временная конституция периода политической опеки была принята в 1931 г. Она по содержанию конституционного регулирования заметно уступает Конституции КНР 1923 г. В течение 1934-1936 гг. Гоминьдановское правительство опубликовало несколько проектов постоянной Конституции.

После разрыва с Гоминьданом, китайские коммунисты сосредоточили внимание на борьбе с японскими оккупантами, политическим режимом Чан Кайши. При поддержке трудящихся к осени 1927 г. в северо-восточных освобожденных районах Китая была провозглашена советская власть, которая являлась революционно-демократической диктатурой рабочих крестьян. В ноябре 1931 г. на I Всекитайском съезде Советов было провозглашено образование Китайской советской республики (КСР), которая использовала государственно-правовой опыт СССР.

Высшими органами власти являлся съезд советов и избираемые им Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров, которые имели право издавать законы. Власть на местах сосредотачивалась в руках Советов и их исполкомов. В прифронтовых районах создавались ревкомы. Одновременно были сформированы судебные учреждения в лице Верховного суда и местных народных судов.

На II съезде Советов (1934 г.) была принята конституционная программа КСР и некоторые конституционные акты. Эти документы поставили перед китайским народом следующие задачи: уничтожить все пережитки феодализма; ограничить развитие капитализма; организовать советское (государственное) хозяйство; уничтожить власть иностранных держав и объединить всю страну на советской основе; укреплять союз рабочего класса и крестьянства под руководством Коммунистической партии Китая.

Правовое обеспечение программы – серия советских законов Китая. Закон о выборах в Советы наделял активным и пассивным избирательным правом только трудящихся. Все эксплуататорские и контрреволюционные элементы лишались политических прав.

Многие законы КСР не могли быть проведены в жизнь в условиях гражданской войны и в связи с преобразованием в 1936 г. Советского правительства Красной Армии Китая в северо-западный регион.

Разгром Вооруженными силами СССР Квантунской Армии в Манчжурии ознаменовал в сентябре 1945 г. и освобождение Северо-востока Китая от японских захватчиков. Остальная территория Китая при поддержке США оказалась под контролем Гоминьдана. Начался заключительный этап гражданской войны.

Таким образом, в 1947-1949 гг. в Китае функционировали два территориально-политических образования: революционно-коммунистический и гоминьдановский.

В 1946 г. Государственный строй гоминьдановского Китая был оформлен конституционно. 25 декабря 1946 г. Национальное собрание старого созыва приняло Конституцию Китайской республики, которая вступила в силу в 1947 г. которая значительно американизирована. Президентом был избран Чан Кайши, которому предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия.

Несмотря на принятие чрезвычайных мер и помощь США Гоминьдан потерпел поражение в гражданской войне и его военно-политические учреждения вынуждены были эвакуироваться на Тайвань (1949 г.).

Государственный строй Республики Китай (Тайвань) определялся Конституцией 1947 г. и Декретом о чрезвычайном положении (1950 г.), что означало возврат к плану Сунь Ятсена о военном правлении, предусматривающем традиционные виды власти (законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, экзаменационная). В Конституции 1947 г. проводится различие между «политической властью» (ею обладали граждане и осуществляли ее через своих представителей в Национальном собрании) и «государственной властью» (принадлежала органами государства). Законотворчеством занимался Законодательный юань - особое выборное парламентское собрание.

На местах власть принадлежит выборным провинциальным, уездным, городским, волостным собраниям и их исполнительным органам.

Конституция сохраняет старую судебную систему. Под влиянием американского конституционного права Основной закон Китайской республики (1947 г.) содержит полный арсенал буржуазно-демократических прав и свобод граждан.

За период 1950-2000 гг. Китайская республика (Тайвань) постепенно отказывается от военного правления. 1949-1977 гг. в политико-правовой истории Тайваня характеризуются наличием авторитарного режима и ограничением прав человека, в том числе контроль за въездом и выездом с острова, запретом на создание новых политических партий (чтобы не разрушить единство нации), на проведение демонстраций и забастовок и т.д. Тайвань перешел к трехпартийной системе. К 1996 г. на Тайване было зарегистрировано 84 новых политических партий.

В 1986 г. Гоминьдан объявил об отмене чрезвычайного положения и приступил к проведению целого ряда политических реформ. В их число входили снятие ограничений на выпуск газет и других печатных изданий, принятие закона о собраниях и демонстрациях, разрешение гражданам посещать своих родственников, проживающих на материковом Китае, перевыборы всех членов из состава Национального собрания и Законодательной палаты, завершение периода национальной мобилизации масс под угрозой коммунистического вторжения и др.

В марте 1996 г. в республике Китай состоялись прямые и открытые выборы, которые впервые закончились поражением Гоминьдана. С отменой чрезвычайного положения рухнула и авторитарная система Гоминьдана. Перед Тайванем встала проблема формирования нового демократического конституционного строя.

На материковой части Китая в 1948-1949 гг. в крупных экономических, политических и культурных центрах была установлена революционная власть, главной опорой которой являлась Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Основной формой революционной власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) НОАК, которые назначались фронтовыми военно-политическими органами. ВКК были подчинены все гражданские местные и правительственные органы (народно-политические советы, конференции народных представителей, административные комитеты и др.). Весной-летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), который 1 октября 1949 г. провозгласил Китайскую народную республику.

Первыми конституционными актами КНР явились Общая программа НПКСК, которую впоследствии стали называть временной Конституцией, а также другие учредительные документы КНР: организационный статус НПКСК, Закон об организации Центрального народного правительства и постановление о государственном флаге, государственном гимне и др.

В первых конституционных актах КНР провозглашалась государством народная демократия. Осуществляемая этим государством демократическая диктатура народа. О социализме, как о цели, в Общей программе НПКСК не говорилось, однако указывалось на главную роль в экономике страны государственного сектора хозяйства, который «являлся социалистическим по своему характеру».

Определялись пути и перспективы развития кооперативного, мелкотоварного и частнокапиталистического сектора.

Устанавливалась система органов народного контроля для наблюдения за выполнением законов и служебных обязанностей государственными учреждениями и служащими с правом привлечения их к ответственности в случае нарушения закона и служебного долга.

Общая программа НПКСК явилась базой нормотворческой деятельности государственных органов КНР в первое пятилетие ее существования. Высшим органом власти КНР в доконституционный период (до сентября 1954 г.) был центральный народный правительственный совет (ЦНПС), сформированный сессией НПКСК. ЦНПС, в свою очередь, образовал ряд высших государственных органов: Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд, Верховную народную прокуратуру. А вместе и во главе с ЦНПС они составляли Центральное народное правительство. Председателем его стал Мао Цзэдун. Он же возглавил военный и административный советы.

В сентябре 1954 г. I сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) приняла Первую Конституцию КНР. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян. Конституция закрепляла руководящую роль коммунистической партии в государстве и ее руководство – Единым народно-демократическим фронтом. Ставилась задача «мирным путем ликвидировать эксплуатацию и построить процветающее и счастливое социалистическое общество».

В Конституции период от создания КНР до построения социалистического общества определялся как переходный, в ходе которого будут осуществлены социалистическая индустриализация и социальные преобразования. Она наметила пути преобразования мелких крестьянских хозяйств в коллективные социалистические хозяйства, а частной промышленности и торговли через государственный капитализм в социалистический сектор хозяйства. Конституцией декларировались равноправие и сплочение всех национальностей страны. Международная ориентация КНР была направлена на установление дружеских отношений с СССР.

Изменилось правовое положение районов национальной автономии. Они делились на ступени: автономные области (районы), автономные округа и автономные уезды. Принцип национального самоопределения в Конституцию включен не был. Она ограничивала решение национального вопроса административной автономией.

Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без внесения соответствующих вопросов в государственные органы. В целом, период «большого скачка», «коммунизации» характеризовался общим снижением роли представительных органов. Стали нарушаться сроки выборов в СНП: с 1958 по 1964 гг. они вообще не проводились.

Во время «культурной революции», начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система КНР была подвергнута слому. Конституция КНР была превращена в фиктивный документ, а фактически - отменена.

К 1968 г. относятся первые высказывания тогдашнего лидера Китая Мао Цзэдуна о необходимости принятия новой Конституции. 12 июня 1970 г. была создана официальная комиссия по подготовке проекта новой Конституции, председателем которой стал сам Мао Цзэдун. Однако «сентябрьский кризис» 1971 г., повлекший за собой исчезновение с политической арены и смерть официального преемника Мао – Линь Бяо, отложил еще на несколько лет созыв сессии ВСНП.

Новый проект Конституции был представлен только в 1975 г. на официальном заседании сессии ВСНП.

Главной задачей определялось «неуклонное продолжение революции при диктатуре пролетариата». В качестве опоры диктатуры пролетариата были названы вооруженные силы - армия и ополчение.

Вторая Конституция КНР 1975 г. официально упразднила ликвидированные в период «культурной революции» органы надзора за законностью – народные прокуратуры. Их функции были переданы органам общественной безопасности. Из Конституции были исключены демократические принципы организации и деятельности судов.

Данная представляла серьезный регресс по сравнению с предыдущей и в отношении регулирования гражданских прав. Социально-экономические права граждан (право на труд, отдых, получение образования, пенсионное обеспечение и др.) были серьезно урезаны и сведены в одну статью.

Уже осенью 1977 г. было официально объявлено о намерении китайского руководства внести изменения в Конституцию КНР 1975 г. В марте 1978 г. была принята новая Конституция КНР, воплотившая в форме Основного закона политическую линию китайского руководства, сложившуюся после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайших сподвижников.

Проект третьей Конституции предварительно не обсуждался, и направлялся для обсуждения только в центральные ведомства.

Третья Конституция КНР была принята 5 марта 1978 г.

Из новой Конституции были исключены лозунг «готовиться на случай войны». На первое место выдвигалось в качестве генеральной задачи проведение «четырех модернизаций», т.е. превращение Китая к концу столетия в мощное государство «с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой».

На III сессии ВСНП были отмечены недостатки и пробелы Конституции 1978 г. На ней было принято решение о разработке новой Конституции и образована для этой цели специальная комиссия. На разработку новой Конституции ушло более двух лет. Проект Конституции прошел стадию всенародного обсуждения.

Четвертая Конституция КНР была утверждена ВСНП 4 декабря 1982 г. В ее преамбуле указывается коренная задача КНР – «сосредоточенными силами осуществить социалистическую модернизацию».

Власть в КНР была определена, как демократическая диктатура народа, с указанием на то, что она является «диктатурой пролетариата по существу»; были устранены все упоминания о «культурной революции»; уделено внимание Единому фронту.

В Конституции нашла отражение идея объединения Родины, т.е. воссоединения КНР с Тайванем.

В действующей Конституции КНР зафиксирован возврат страны к многоукладной экономике: к двум социалистическим секторам добавлен единоличный, а также и государственно-капиталистический в лице смешанных китайско-иностранных предприятий. На конституционном уровне легализирована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий.

В Конституции 1982 г. значительно расширена глава о правах и обязанностях граждан (в ней содержится 23 статьи, вместо 4 во второй и 16 - в третьей); введена статья, определяющая понятие гражданина КНР и устанавливающая равенство граждан перед законом. Введены статьи о чести и достоинстве граждан, о праве на критику, статьи о пенсионном обеспечении и др.

Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: восстановление института Председателя КНР; предоставление ПК ВСНП фактически тех же прав в области законодательства, что и самому собранию; создание Центрального военного совета КНР; восстановление волостного звена органов власти и управления и отделение его от народных коммун; установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах.

В целом Конституция КНР 1982 г., как документ определяющий государственный строй страны, представляет собой явный прогресс по сравнению с предшествующими конституциями 1975 и 1978 гг.

В Конституции 1982 г. представлен более разработанным институт избирательного права. Конституционными принципами избирательной системы КНР являются: всеобщее, равное активное и пассивное избирательное право. Согласно новой Конституции, все граждане КНР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными.

Важную роль в обеспечении работы государственного аппарата играют органы суда и прокуратуры. Согласно Конституции Верховный народный суд называется высшим судебным органом, несущим ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК. Был восстановлен институт прокуратуры, как правоохранительного органа государства, призванного обеспечивать неукоснительное соблюдение законов. Конституция определяет самостоятельность прокуратуры, исключает всякое вмешательство в ее работу административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Генеральный прокурор избирается ВСНП на срок, совпадающий со сроком полномочий ВСНП, и не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

Государственный строй КНР прошел сложную эволюцию, отразившую зигзаги ее политической истории.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы особенности государственно-правового развития Японии начала XX в.?

2. Назовите причины установления фашистского режима в Японии и раскройте его последствия.

3. Какое влияние на развитие послевоенной Японии оказал американский оккупационный режим?

4. Каковы форма правления и государственный режим по Конституции Японии 1947 г.?

5. Охарактеризуйте современное государственное устройство Японии.

6. Какие основные изменения претерпели японские правовая система и система судопроизводства в период Новейшего времени?

7. Какие события повлияли на падение монархии в Китае?

8. Как произошло образование Китайской Народной Республики?

9. Какое влияние на развитие КНР оказали политика «Большого скачка» и «Культурная революция»?

10. Каково государственное устройство КНР по Конституции 1982 г.?

11. Раскройте судебно-правовую систему КНР в современный период.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал