Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники ГП. Источники АП Франции в период Пятой Республики






До настоящего времени во Франции действует Французский гражданский кодекс (ФГК), введенный в действие 21 марта 1804 г.

Самое непосредственное влияние на кодекс оказали идеи французской буржуазной революции. ФГК делится на 3 книги. Центральным институтом из всех, которые регулируются кодексом, является право собственности. Кодекс закрепил свободу ч/с, провозгл. это право священным и неприкосновенным (ст. 544).

Почти все кодификации XIX столетия испытали на себе влияние французского права. Особенно сильно его воздействие сказалось на праве стран Лат. Америки.

Наряду с ГК во Франции действует Торговый кодекс 1807 года. ТК состоит из 4 книг. В ТК, в отличие от ГК, были включены правила процесса. ТК был издан лишь как дополнение к ГК. Все общие положения ГК применяются и к торговым сделкам. В этом кодексе содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота.

ГК и ТК продолжают действовать во Франции до настоящего времени. За время, прошедшее с их принятия, кодексы не остались без изменений. Многие их положения отменены, много добавлено нового.

ТК подвергся весьма существенным изменениям уже вскоре после принятия. В настоящее время основное значение имеет уже не сам кодекс, а нормативные акты, дополнившие и изменившие многие его положения.

ГК претерпел также весьма существенные изменения. Это особенно относится к книге I («О лицах»), где изменены положения о правовом статусе замужней женщины: признается ее дееспособность. Существует делегированное законодательство, которое отменяет и изменяет ранее изданные законы.

Источники. Судебная практика играет огромную роль. Благодаря ей судьи фактически вносят многочисленные изменения в действующее право. Уже сам ГК благодаря его краткости дает большой простор судейскому усмотрению. Судебная практика во Франции за время действия ГК сделала очень многое: судьи не только уточняли и восполняли закон, но зачастую и изменяли его. При этом они делали это не прямо, а путем толкования статей закона, придавая им зачастую смысл, противоположный тому, который вкладывал в текст законодатель.

Обычай признается во Франции одним из ИП. Прямые отсылки к обычаям содержатся в ряде законодательных актов, в том числе и в ГК. Доктрина и практика считают, что отсылка может быть не только прямой, но и подразумеваемой, в тех случаях, когда в законе не дается разъяснение употребляемых в нем понятий. То есть обычай применяется в дополнение к закону.

Обычай может применяться и независимо от закона, то есть в обычае может быть сформулировано правило, совершенно не известное закону. Такие обычаи распространены в сфере ТП в значительной мере из-за недостатков кодексов, несоответствия их предписаний современным требованиям торгового оборота. Большое значение такие нормы имеют для регулирования ряда отношений, связ. с банковской деятельностью и пр.

Обычай может применяться и против закона. В первую очередь это касается диспозитивных норм закона. Но доктрина и практика допускают отступление от обычаев и от императивных норм закона. Так, торговые обычаи для торговых сделок в ряде случаев изменяют императивные нормы ГК.

Современное французское административное право - продукт двухсотлетнего развития системы органов гос. управления. Для нее характерны сильная централизация и наличие обособленных администр. судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм АП. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб. АП присущи тщательная разработанность отдел. правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура.

АП Франции - отрасль права, которая регулирует организацию и деятельность администр. органов. Эти органы занимают в гос-ве ключевое положение. Они проводят в жизнь полит. решения, принимаемые законодателями. От результатов их деятельности во многом зависит соц.-экон. и полит. положение страны.

Источниками АП Франции являются Конституция и др. законы, нормативные акты администр. органов и решения судов, главным образом административных.

Ныне действующая Конституция ослабила законодат. власть и значительно усилила роль президента и прав-ва. Она предоставляет этим органам полномочие издавать нормативные акты, причем президент может получить от Нац. собрания право принимать акты, изменяющие или отменяющие действующие законы.

Конституция содержит целый ряд других норм, касающихся органов управления и судов: о министрах, об Экономич. и соц. совете, об администр. судах.

Помимо Конституции источниками АП являются также др. законы. Следует отметить законы начала 1980-х гг., которыми предусматр. децентрализация администр. вл.

В отличие от иных отраслей права в области АП отсутствует кодекс типа ГК, ТК или УК. Отсутствуют и кодексы по отдельным институтам АП. Вместо этого имеется более 30 сборников законов и других актов по распоряжению гос. имуществом, градостроительству и городскому хозяйству и т. д. Они подготовлены частными лицами и являются кодексами только по названию. Нормативные акты в них не переработаны в единое целое, а просто подобраны и систематизированы для удобства пользования.

Администр. нормативных актов еще больше, чем законов. Их издают как центральные (президент, прав-во, министерства и ведомства), так и местные (мэры коммун, т. е общин, председатели региональных и генеральных советов, префекты и т. д.) органы.

Хотя ГК запрещает судам формулировать нормы права, на практике суды, в том числе и административные (прежде всего Гос. совет), принимая решения по конкретным делам, нередко создают новые правовые нормы. Законы и другие нормативные акты не в состоянии предусмотреть правила для каждого случая. Признавая правовые нормы недостаточными, суд может сформулировать новое правило. Если оно окажется удачным, то может быть снова применено в аналогичном случае и, таким образом, становится нормой права. Нормы права, сформулированные судами, часто находят свое официальное признание и закрепление в законах и административных актах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал