Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гос-во и право Франции в период Пятой Республики (1958-2003 гг.)
1 июля 1958 г. генерал Шарль де Голль был наделен почти всеми чрезвычайными полномочиями, и в декабре 1958 г. становится президентом Пятой республики. Новая конституция резко ограничила права парламента и наделила обширной компетенцией президента и премьер-министра. Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 октября. Прямым поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданкой войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Нац. собрании за передачу всей полноты власти " сильной личности" - генералу Шарлю де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке нового текста Конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному заколу, отказался от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя парламент. Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, но наиболее значительная, действующего основного закона. В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., провозглаш. права и свободы граждан. Кроме них, входят и " основные принципы, признанные законами Республики". Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм основного закона. Наряду с классическими кодексами, в XX в. распространение получила практика издания консолидированных законодательных актов. Они также именуются кодексами, но в отличие от " классических" могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. (Это кодексы - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс о здравоохранения и др.). В 1973 г. был издан действующий ныне Кодекс законов о труде. Он состоит из девяти книг, каждая из которых регулирует важный самостоятельный институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработную плату, профсоюзы, трудовые конфликты и др. В 1981-1982 гг. многие положения этого кодекса были изложены в новой редакции. Принята в 1970 г. гос. программа по охране окружающей среды, направленная прежде всего на защиту лесов, флоры и фауны, а также иные общегос. мероприятия. В их основе лежит экологическая налоговая политика, построенная по принципу " загрязнитель платит". В 1971 г. были созданы министерство охраны природы и окружающей среды и Совет по управлению территорий и региональному развитию. С 1972 г. во всех департаментах учреждены бюро по охране природы и окружающей среды. В XX в., наиболее существенная реформа УК Франции была проведена на базе Конституции 1958 г. при вторичном приходе к власти Де Голя в 1958-1960 гг., когда был пересмотрен текст около 100 статей кодекса, по существу, заново изложены разделы, относящиеся к государственным преступлениям и посягательствам на общественный порядок. Крупная реформа была проведена и в 1975 г.; в частности, разрешено судам в качестве основного и единственного наказания по многим преступлениям назначать санкции, прежде служившие лишь дополнительными (лишение прав, запрещение заниматься определенной деятельностью, конфискация автомобиля и др.). Одновременно были отменена уголовная ответственность за некоторые преступления в сфере семейных отношений, формулировки которых подчеркивали неравенство женщин. В октябре 1981 г., после победы на выборах в парламент представителей левых сил, во Франции была отменена смертная казнь. В июле 1992 г. во Франции был принят новый Уголовный кодекс, работа над которым велась в 1974 г. Срок его вступления в силу не был установлен и должен быть определен отдельным парламентским актом. Авторы конституции, которую считали “скроенной точно по мерке де Голля”, исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе гос. строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предлагалось стабилизировать политическую систему путем “большой сбалансированности” всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не называя себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Президент не нес политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролировался. В то же время для осуществления своей роли он был наделен широкими постоянными прерогативами и полномочиями, имеющими исключительный характер. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным “президентско-парламентским” или “косвенным” президентским режимом, однако политическая практика 60—70-х годов подтвердила и усилила его “президентский” характер. Президент на практике стал не только главой государства, но и главой правительства и одновременно освободился от какого-либо соперничества со стороны законодательной власти. Неслучайно президентский режим 60-х годов нередко именовался “республиканской монархией”. Период 1986—1988 гг. был уникальным в том отношении, что помимо серьезной переоценки роли государства Пятая республика испытывала такую новацию, как существование президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. В 1988 г. после президентских и досрочных парламентских выборов у власти вновь оказались президент и правительство - представители одной социалистической партии. Лишь в 90-е гг. президента-социалиста Франсуа Меттерана сменил представитель буржуазных кругов Жак Ширак.
|