Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право США в период правления президента Ф. Рузвельта
В XX веке появились новые направления деятельности американского государства. Одним из них стало создание антикризисного механизма. Необходимость в нем была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство сократилось на 56%, национальный доход — на 48%, обанкротилось 40% всех банков, лишивших миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Происходило массовое разорение фермерства. Около 17 млн. человек лишились работы. Находившееся в то время у власти правительство президента Гувера, уповая на постепенный стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не предпринимало. Один из творцов “нового курса” Р. Тагуэл писал, что “ошибки предшествовавшего периода и игнорирование реальностей неизбежно вызывали все большие и большие осложнения”. Социально-политическая обстановка обострилась, начались голодные походы, демонстрации. В таких условиях на очередных президентских выборах в 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт. Буржуа по рождению и воспитанию Ф. Рузвельт окончил Гарвардский университет, затем учился в высшей юридической школе нью-йоркского Колумбийского университета. С 1907 по 1910 гг. занимался адвокатской деятельностью. Специально изучал морское право, до избрания президентом США занимал один из самых видных постов — мэра г. Нью-Йорка. Новый лидер демократов Ф. Рузвельт заявил: “Страна нуждается и требует смелого и настойчивого эксперимента”. Именно в этом ракурсе следует рассматривать “Новый курс”. Его можно определить как политику либерального подхода к существу дела, которому присущи две взаимосвязанных черты. Во-первых, это резкое формирование развития государственного регулирования экономики, во-вторых, государственный подход к решению социальных проблем в духе широкого социального маневрирования с учетом ряда требований народных масс. Основная масса законов и постановлений начального периода “Нового курса” была принята в чрезвычайной спешке за первые три месяца пребывания Рузвельта у власти. Зачастую законодатели не имели времени ознакомиться с существом многих предложений. Самое важное, привнесенное “Новым курсом”, сводилось к следующему: 1. Огромный золотой запас США был передан в государственное казначейство. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом; обмен бумажных денег на золото был воспрещен; граждане США должны были сдавать имеющееся на руках золото в банки; золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину; министерство финансов могло прекращать на время финансовые операции. Эти меры прекратили панику в банках, вызванную стремлением вкладчиков реализовать свои сбережения. С помощью более дешевых денег хотели поднять цены на товары и тем самым искусственно подстегнуть товарооборот. 2. Стремясь разрешить проблему удовлетворительного планирования производства и распределения применительно к экономической системе США, Рузвельт создает специальную государственную федеральную организацию под названием Национальной администрации по оздоровлению промышленности (НИРА), главным делом которой стало насаждение “кодексов честной конкуренции”. Таким образом, “Новый курс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства со значительными элементами регулирования в сферу социально-экономических отношений, способствовал смягчению проявлений кризиса. По мере выхода страны из кризиса различные корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства “Нового курса”. Начинают широко внедряться новые виды государственного регулирования с помощью финансово-экономических средств. После Второй мировой войны наметилось заметное отступление и в области трудового законодательства, в политической жизни США: — в 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, формально в качестве поправки к закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения. Были затруднены условия стачечной борьбы. Отныне предупреждение о намеченной забастовке должно быть сделано за 60 дней до ее начала. Президент мог в любой момент приостановить стачку на 80 дней (на так называемый “охладительный период”). Запрещалось участие в забастовках государственных служащих. Не допускались стачки солидарности. Отменялась практика ”закрытого цеха". Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой. Были приняты и другие законы, ограничивающие права профсоюзов. — в 1950 г. был принят закон Маккарена—Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация “коммунистически действующей организацией” или “организацией коммунистического фронта”. Такие организации подлежали регистрации, а в случае отказа подвергались жестким санкциям; — были приняты и другие законы аналогичного смысла. На их основе, а также на основе исполнительных приказов №9835 и 9450 была развернута компания по “проверке лояльности”, в ходе которой преследованию подвергались не только коммунисты, но и просто демократически мыслящие интеллигенты.
|