Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фашистский режим в Италии и его крах (1922-1943)
Появление фашизма привело к существенным изменениям в гос. строе, уничтожению демократич. принципов организации и деятельности гос. механизма. Это проявилось в сосредоточении всей полноты государственной власти в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии и фактического главы государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении открытого террористического режима. Поскольку король к этому времени превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фактически неограниченным главой исполнительной власти. Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответственны не перед парламентом, а перед королем и, что более существенно, перед главой правительства. С существовавшей до этого ответственностью правительства перед парламентом было покончено. Законом " О праве исполнительной власти издавать юридические нормы" 1926 г. было установлено, что глава правительства может издавать постановления, регулирующие исполнение законов, касающиеся организа-ции и деятельности государственного аппарата. В дальнейшем и эта сложившаяся к 30-м гг. антидемократическая система оказалась стеснительной для фашистов. После подготовки мероприятий по созданию " корпоративного государства" парламент в 1938 г. был упразднен и заменен " палатой фаший и корпораций". Важную роль в механизме " корпоративного государства" играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократический государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял " дуче" - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини. Кризис фашизма в период войны породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. Большой фашистский совет вскоре после высадки в июле 1943 г. англо-американских войск в Сицилии принял резолюцию об отставке Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. Юг страны оказался занятым англо-американскими войсками. Тогда же был образован Комитет национального освобождения, возглавивший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы и христианские демократы (бывшая партия " пополяри"). Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и вскоре добились отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 - за сохранение монархии. После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями. Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов - по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством. Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г.
46. Фашистский режим в Германии и законодательство «Третьего рейха» Фактором, способствов. установлению тоталитарной государственности, стало возрастание влияния левых партий. Различные проявления полит. радикализма и пробольшевистский настрой ряда полит. организаций, выступавших за национализацию и уничтожение ч/с, вызывало беспокойство и страх у средних слоев общества. Их пугала перспектива построения в Германии гос-ва, где будет диктатура пролетариата, как в России. В этих условиях правые националистич. организации рассматр. в качестве противовеса коммун. движению. Людей привлекали лозунги сильной президентской власти, способной противостоять угрозе коммунизма, идея возрождения великой Германии. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и организацию новых выборов в парламент. Они привели к победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, но позволяло влиять на принятие важнейших полит. решений. 3 января 1933 г. А. Гитлер был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формир. коалиционного прав-ва, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятельность всех полит. партий была поставлена под контроль прав-ва и гос-ва. В стране стал складываться новый гос.-правовой уклад в рамках Веймарской республики. Он характериз. концентрацией исполнит., законодат., администр. и суд. власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов власти, тотальным контролем гос-ва над всеми отраслями общества, нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, сращиванием гос. и партийных структур, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма. Одним из основополагающих законодательных актов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил прав-ву неогранич. право издания законов, нарушая основной конст. принцип организации вл. - разделения властей. 1 апреля 1934 г. прав-во приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой гос-ва стал Гитлер, которому теперь принадлеж. права внешнеполит. представительства, командования армией и флотом, назначения министров, назначения преемника. Абсолют. характер полномочий Гитлера подтверждалось постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации». Веймарская конституция, народовластие, рейхстаг и другие атрибуты республики формально сохранялись, но фактически утратили значение. Власть была сосредот. в неконституц. органах: Совете при фюрере, Тайном кабинете по внеш. политике, Совете министров по вопросам обороны и др. Созд. полит. система существ. до капитуляции Германии во 2 мировой войне. Реализации внутри и внешнеполит. доктрины III Рейха способствовала соответствующая правовая политика. В период пребывания национал-социалистов у власти радикально изменилась практика применения прежней системы кодексов. На 1 этапе ими декларировалась идея слома старого права, но новых источников кодифицир. права создано не было. Гражданские правоотношения по-прежнему регулировались Германским гражданским уложением 1896 г. В 1937 г. ГГУ было заменено совокупностью отдельных переработанных статей. Отход от демократич. принципов организации власти и управления привел к пересмотру гражданских прав, в том числе в отношении собственности. Она уже не рассматривалась как священная и неприкосновенная и могла подвергнуться ограничению гос-вом. Эта традиция в трактовке вещного права была присуща национальной правовой системе и в предшествующий период (Прусское земское уложение, Германское гражданское уложение). Собственнические права, немцев ограничивались по новому законодательству «в общественно полезных целях». В большей степени это касалось собственности евреев и представит. славянских национальностей. Их облагали расовой контрибуцией. Снижается значение частных обязательств, т.к. гос-во обладало обширными правами в области ограничения частных сделок. Во время 2 Мировой войны в Германии вышла серия чрезвычайных законов, ограничивавших функционирование рыночных механизмов и частной инициативы: запрещалось хождение валюты на территории страны, законодательно устанавливался максимальный размер прибыли и т.д., Представления о регулирующей роли гос-ва воплотились в серии законов, предоставивших гос-ву право контроля как над экономической, так и над соц. сферой. Основным из них стал Закон о порядке национального труда, который запретил профсоюзные объединения, стачки, забастовки и любые проявления протестов. Вместо профсоюзов был организован Немецкий трудовой фронт, функционир. исключительно под контролем власти. В основе правовой политики III Рейха лежало новое понимание статуса гражданина, зависящего теперь от национальной и расовой принадлежности. В 1935 г. был обнародован Закон о гражданстве, поделивший все население страны на «граждан» и «подданных». Полноправными считались по новому закону лишь лица «немецкой и немецко-родственной национальности». За этим законом последовали другие законодательные акты, направленные на дискриминацию евреев: сначала экономич., а затем — физич. Идея расовой чистоты предопределила и содерж. законов в области семейного права. Оно характеризовалось запретами на вступление в брак, которые преследовали цель сохранения нравственного и физич. здоровья нации. В основе ограничений лежали национал. признаки (евреи, славяне), физические уродства, врожденные болезни, психическая неполноценность и др. По всей стране создавались суды здоровья, решения которых были обязательны для всех граждан. С 1933 г. в практику вошли принудительные кастрации и стерилизации. Т.о., правовая политика III Рейха полностью соответствовала нацистской практике построения тоталитарного гос-ва, являясь средством реализации их идеологических л полит. установок
|