Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гос.-правовое развитие современной Великобритании (1970-2003 гг.)
Важнейшей особенностью модифицированной двухпартийной системы Великобритании стало то, что теперь среди двух главных партий была только одна - консервативная - буржуазной. Но именно она находилась у власти гораздо больший период, чем “рабочая оппозиция”. Наибольших успехов консерваторы добивались, когда их лидерами являлись Н. Чемберлен и У. Черчилль. Положение консервативной партии в политической системе Великобритании особенно упрочилось в связи с приходом к руководству ею в 1979 г. консервативного крыла. В середине 70-х годов страну потрясли энергетический и сырьевой кризисы. Промышленное производство в 1974 г. снизилось более, чем на 10%. На рубеже 70—80-х гг. кризис повторился. В тяжелых условиях в мае 1979 г. на внеочередных выборах большинство избирателей отдали свои голоса консервативной партии. Незадолго до выборов впервые в истории Англии эту партию возглавила женщина —Маргарет Тетчер, которая и сформировала кабинет министров. Тетчер сумела уловить сдвиги в массовом политическом сознании народа. На этот раз консерваторы пришли к власти с программой решительного отказа от кэнскианской политики в экономике в пользу монетаризма. Политика монетаризации была направлена прежде всего на борьбу с инфляцией, за сокращение непроизводительных ведомств. В связи с этим правительством был продан в частную собственность ряд ветвей промышленности — нефтяная, авиакосмическая, судостроительная и др. Был резко сокращен штат служащих, сокращались прямые налоги, что вело к подъему производства. Лейбористская партия, организационно связанная с рабочим движением, после войны также многократно получала доступ к государственным постам. Ни раскол лейбористов и создание в 1981 г. социал-демократической партии, объединившейся в 1988 г. с либералами в новую партию, ни рост в 70-х гг. националистических партий в Шотландии и Уэльсе не смоги подорвать монополию этих двух главных и крупнейших партий в политической системе страны. 2. Изменения в государственном строе. Государственный строй Великобритании после первой мировой войны изменялся как в результате некоторых весьма незначительных реформ конституционного характера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции. Но при всем при этом Великобритания, британская буржуазия сумели сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения — монархию и палату лордов. Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить серию реформ избирательного права, а также реформу парламента: — в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет; — усиливается роль кабинета министров, а роль парламента снижается. В руках правительства сосредоточивается особая законодательная власть — делегированное законодательство; — в связи с усилением личной власти премьер-министра система “правления кабинета” трансформировалась в систему “правления премьер-министра”. Без консультации с кабинетом премьер-министр осуществляет все важные назначения и перемещения внутри правительства, определяет порядок работы кабинета и повестку дня, решает вопрос о созыве и роспуске палаты общин и может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики; — приход к власти в 1979 г. консервативной партии во главе с М. Тетчер повлек за собой дальнейшую централизацию государственной власти, ее концентрацию в руках премьер-министра, установление “президентского” стиля руководства партией и государством. В результате отмеченных выше и других изменений в политической системе Великобритании в XX в. основные принципы конституционализма ХVIII—ХIХ вв., и прежде всего “верховенство парламента”, были постепенно лишены реального содержания. То же произошло и с другими принципами британской конституции - парламентской ответственностью правительства и т.п.
|