Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.14. Резиденты и нерезиденты институциональная единица.






Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Нерезиденты - по законодательству РФ: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в т.ч. временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Резиденты - по финансовому законодательству РФ: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в т.ч. временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные по законодательству РФ и с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные по законодательству РФ и с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ

Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов:

– домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;

– единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;

– единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.

Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны

(занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года).

Таким образом, в отличие от географической территории введено понятие экономической территории, которая не включает территориальные анклавы других стран (военные базы, посольства и т.д.), но содержит анклавы страны, расположенные на территории других стран.

Однако не все работники хозяйственных единиц страны являются ее резидентами.

Поэтому часть созданной в стране стоимости выплачивается нерезидентам за их участие в производстве ВВП. В свою очередь, резиденты данной страны могут

Получать часть дохода из-за рубежа за свое участие в производстве ВВП других стран, например в виде оплаты труда, доходов от собственности (процентов, дивидендов и др.). Поэтому существует различие между тем, в какой стране создан и какой стране принадлежит национальный продукт. Например, часть создаваемого гастарбайтерами национального продукта выплачивается в виде заработной платы и далее делится на две части: одна потребляется в России на покупку товаров и услуг, а другая вывозится на родину.

Если судить потому, где была произведена данная продукция, то она входит в национальный продукт России. А если задаться вопросом, какой стране принадлежат соответствующие блага и кем они будут потреблены, то следует назвать страну, откуда прибыл работник.

Чтобы учитывать эти оба важных подхода к национальному продукту, используются два разных показателя – ВВП и ВНД.

ВВП отвечает на вопрос, где создан продукт, а ВНД – какой стране он принадлежит. Соответственно, оба показателя оказываются взаимосвязанными, а именно ВНД = ВВП + сальдо доходов из-за границы.

 

В.15. Структурная перестройка экономики – целенаправленная деят-ть гос-ва по созданию новой стр-ры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию осн. звеньев экономики. Структурные преобразования эк-ки требуют реализации след. направлений: - разгосударствление; -приватизация; -демонополизация и создание конкурентной среды. Закон «Об основах разгосударствления и приватизации в СССР» от 01.08.91.- разгосударствление предполагало перераспределение таких правомочий, как упр-ие, исп-ние части дохода без смены форм собств-сти. В смене форм собств-и предусматривалось превращение гос. собств-сти в др. формы негос. собств. (коллективной, семейной). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления. Закон РСФСР «О приватизации гос. и муницип пр-тий» был принят 3 июля 1991г. Указ президента РФ от 29 января 1992г. «Об ускорении приватизации госуд. и муницип пр-тий» послужил основой для форсирования процесса приватизации. Этапы приват-ции: 1. Доваучерная приватизация – выкуп арендованного имущества; охватывала сферу социал инфрастр-ры (торговля, общепит, гостиное хозяйство и т.д.) 2. Ваучерный (чековый) этап приватизации – преобразование гос. пр-тий в акционерные общ-ва открытого типа: - продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. 3. После чековый (денежный) этап – продажа как самих пр-тий (с аукциона и по конкурсу) так и акций акционированных пр-тий за деньги. 4. Залоговые аукционы. Гос-во, с целью покрытия дефицита гос. бюджета, отдает в залог под кредиты коммерчих банков пакеты акций крупнейших пр-тий, акционированных в порядке приватизации.

Осн. направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ (закон «О конкуренции и ограничении монополистической деят-ти на товарных рынках» от 91г.): 1. контроль за соблюдением анти-монопол. требований при создании, реорганизации и ликвидации хоз. субъектов; 2. предоставление льготных кредитов впервые вступающих на товарный рынок, а также установление min налога; 3. финанс-ние мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров с целью ликвидации монопольного положения отд. хоз. субъектов; 4. контроль за приобретением фирмой акций пр-тий, выпускающих аналогтовары, если она уже выпускает 35% таких товаров; 5. пресечение форм недобросовестной конкуренции; 6. регули-е деят-ти естественных монополий, используя след методы: ценовое рег-ние; опред-е потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

Таким образом, данные направления хар-ют лишь осн. пути преобразований. Однако еще предполагалась политика либерализации эк-ки и пол-ка институциональных преобразований. Либерализация – это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринима-ва, а также открытости экономики. Институциональные преобразования – создание рыночной инфрастр-ры (банков, бирж, фондов и т.д.).; формир-е нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах бюджета, налогов, предприним-тва и т.д.); подготовка кадров для рынка.

Всесторонняя структурная перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:

развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;

создание условий для развития перспективных наукоемких производств;

свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.

Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности. От развития промышленности в первую очередь зависят состояние производственного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности.

 

В.16. Факторы производства: труд, земля и капитал.

В процессе целесообразной деятельности людей взаимодействуют основные факторы производства, т.е. ресурсы, используемые в процессе производства для создания материальных ценностей, оказания услуг: труд, капитал, земля (вкл. природные ресурсы) – и различают три основных типа доходов заработную плату, процент и ренту. Существует еще 4 фактор производства – предпринимательство (в.18). Доходом этого фактора является прибыль.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершенствовании человека. В процессе труда складываются определенные экономические отношения между людьми (психическая энергия, творческая, физическая, духовная). Земля ( нефть, вода, лес, газ, руда и др.) – используются в производстве. Эти ресурсы редки, и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются. Капитал – это то, что самовозрастает в результате использования (человеческий капитал – т.е. вложение в здоровье, учебу). Форма капитала: вещественная (станки, самолеты); денежная (деньги + ценные бумаги); материальная. Капитал – это источник богатства. Предпринимательская способность – способ соединения в процессе производства первых трех факторов производства в единую систему в целях получения прибыли.

Факторы производства всегда кому-то принадлежат, и собственник этих факторов всегда рассчитывает на прибыль.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал