Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.11. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.






Противоположностью конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Барьеры для вступления в отрасль практически непреодолимы.

Монополист полностью контролирует весь объём выпуска товаров. Если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Однако в ходе принятия решения о цене продажи монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии является ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам. С одной стороны, она позволяет увеличивать доходы монополиста, а с другой – большее количество потребителей получат возможность пользоваться товаром, услугой данного вида.

Недостатки монополии:

- монопольная цена всегда выше конкурентной, это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объёме, часть необходимой обществу продукции не производится, т.е. не достигается максимальная производственная эффективность;

- являясь единственным продавцом, монополист не стремится к снижению производственных издержек, разработке и внедрению новой техники и технологии;

- для удержания рыночных позиций и установления барьеров для входа в отрасль монополист тратит значительные средства, что сдерживает повышение экономической эффективности и не позволяет мелким фирмам с новыми идеями пробиться на монополизированный рынок.

Преимущества монополии:

- монополист имеет высокие прибыли, которые может направить на инвестиции в научно-технический прогресс; стабильное положение даёт уверенность в том, что инвестиции в НИОКР со временем дадут долговременную отдачу;

- стремление войти на монопольный рынок подстёгивает других производителей;

- в условиях естественной монополии происходит снижение издержек и реализация эффекта масштаба.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией. Иногда встречается ситуация, когда на рынке работает 1 продавец и 1 покупатель (военное производство: покупатель – государство, продавец – военный завод).

Чистая монополия и монопсония крайне редки. В странах с рыночной экономикой встречается олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено, это связано с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существование патентов и лицензий. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

На практике весьма часто встречается такой вид конкуренции как монополистическая конкуренция. Когда относительно большое число мелких фирм предлагает разнородную продукцию, различного качества, внешнего вида и технических характеристик. Что делает эти товары уникальными, но взаимозаменяемыми. Вход на рынок и выход с него не представляет трудностей. Спрос на продукцию фирм, действующих на рынке монополистической конкуренции обладает достаточно высокой эластичностью. Конкуренция также высока.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал