Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В17. Институциональная структура общества.






" Дерево" современного институционализма образуют два научных направления -неоинституциональная экономика (Рональд Коуз) и новая институциональная экономика (Дуглас Норт). Институты – это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Институты влияют на функционирование экономических систем, образуя институциональную структуру общества и экономики. В составе институтов Д. Норт выделяет три главных составляющих: - Формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права). - Неформальные ограничения (традиции, обычаи договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.). - Механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).

Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на поддержание обмена и производства (трансакционные и трансформационные). Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени. Они являются ключом к пониманию исторических перемен.

Роль институтов - уменьшение неопределенности (структурирование повседневной жизни) путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми; организация взаимоотношений между людьми; определение и ограничение набора альтернатив, которые имеются у каждого человека.

Формальные и неформальные правила, нормы отношений и механизмы их реализующие (способы обеспечения их реализации) образуют в совокупности институциональную основу управления общественным развитием.

Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека, они включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям.

Институциональное развитие экономики региона происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями (институты определяют " правила игры"; организации - " игроки"). Новые институты появляются тогда, когда появляются новые возможности получения прибыли, которая не может быть получена в уже существующей институциональной среде (системе).

Перспективным способом повышения эффективности государственного регулирования является использование рыночных принципов и механизмов в

деятельности региональных органов власти. Можно действовать в нескольких направлениях: - прибегать к аукционам как при закупках товаров и услуг, так и при
распределении общественных ресурсов; - заключать контракты на осуществление значительной части функций, ранее выполнявшихся государством; - использовать методы оплаты выполненной работы только в зависимости от достигнутых результатов даже в случаях, когда заключение контрактов не представляется возможным или желательным; ориентироваться на рыночную информацию; например, государство может полагаться на рыночные оценки при осуществлении закупок или использовать информацию о ставках процента по субординированной задолженности по банковским ссудам для определения соответствия величины премии за риск при страховании депозитов".

Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакционные отношения, которые в итоге влияют на трансакционные издержки жизнедеятельности людей. Высокий уровень человеческих, демократических отношений в обществе предполагает наличие развитых, обоснованных и согласуемых с законами трансакционных отношений и издержек. Важно то, что они имеют возрастающую по своей сложности интеллектуальную природу, но материализуются в конечном итоге в благосостоянии и продолжительности жизни граждан, безопасности их общественной жизнедеятельности и создании основ устойчивого развития.

Для экономики России в ее нынешнем состоянии первоочередной задачей является создание подобных демократических тенденций, а вернее, элементов экономической демократии, которые впоследствии смогут сформировать ее устойчивую систему. Основным направлением демократизации отношений собственности в реформируемой российской экономике должно стать " расщепление" прав собственности и ее " распыление" среди основной массы населения, занятого в процессе производства. Это может быть осуществлено по следующим основным направлениям: - создание институциональной среды для равноправного существования и развития различных форм собственности; - образование плюралистических форм собственности, снимающих противоречие между собственником и не собственником в процессе производства и распределения; - формирование в российской экономике " ответственной" и " ограниченной" системы частной собственности, способствующей процветанию общества и каждого его члена в отдельности; - создание экономической заинтересованности в наделении работников собственностью и развитии на предприятиях рабочей собственности, создание фирм на принципах соединения труда и капитала; - резкое расширение числа субъектов одного объекта собственности и делегирование части прав собственности не собственникам (работникам или их профессиональным организациям, органам местного самоуправления, доверительным организациям или трастам); - формирование системы социального партнерства.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал