Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.18. Предпринимательство как фактор производства.






В последнее время в экономической литературе «предпринимательство» как фактор производства относят к незримому (невещественному) капиталу. Под ним понимают знания, навыки, умения человека, которые могут быть длительно использованы для производства благ и их продажи с целью получения прибыли. Особенности предпринимательства как фактор производства: 1- инициативная деятельность людей, связанная с риском и ответственностью за принятие решений и за технические новшества, которые могут быть внедрены и использованы в производственном процессе; 2- оно направлено на более эффективное использование ресурсов, которые ограничены и требуют инновационных подходов к использованию; 3- оно нацелено на получение дополнительного дохода или достижение любого иного полезного эффекта.

На основе особенностей предпринимательства как фактора производства мы можем сформулировать новый подход к данной экономической категории. Так, предпринимательство, как форма организации хозяйственной деятельности, предполагает выбор наиболее эффективного использования ресурсов с целью получения дохода или любого другого полезного эффекта. Различают два направленияпредпринимательской деятельности: 1. основано на концепции сбыта; оно предусматривает получение прибыли за счет разницы в ценах. 2. основано на концепции маркетинга; оно предусматривает производство и реализацию продукции с ориентацией на запросы потребителей. Организационно-правовые формы предпринимательства: 1.единоличное владение.2. партнерство (товарищество)-объединение двух или более предпринимателей, как совладельцев бизнеса. 3. корпорации (акционерные общества)- уставное общество с правом юридического лица, капитал которых формируется из взносов пайщиков.

 

В.19. Национальная экономика: совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос представляет собой различные величины реального ВВП, которые население страны, предприятия, правительство и зарубежные покупатели готовы приобрести при любом возможном уровне средних цен. Состав совок. спроса(совок. расходов): -потребление (С); -инвестиции (I); -гос. закупки товаров и услуг (G); чистый экспорт (X-M), где X – экспорт, М-импорт. Графическая интерпретация совокупного спроса (AD).Сдвиг AD вызван действием неценовых факторов совокупного спроса. Сдвиг AD вправо показывает рост, влево – снижение. Неценовые факторы AD: 1) изменения в потребительских расходах (например, измен. в доходах населения, его численности). 2) изменения в инвестиционных расходах (напр., изменение % -ых ставок, нормы прибыли от инвестиций, налогов с пр-тий) 3) изменения в гос. расходах 4)изменения в расходах на чистый объем экспорта. Траектория AD зависит от действия трех эффектов: 1) эффект %-ной ставки; 2) эффект богатства; 3) эффект импортных закупок.

Совокупное предложение (AS) – это величины реального ВВП, которые могут быть представлены на рынке при каждом возможном уровне средних цен. Графическая интерпретация AS: форма кривой AS зависит от динамики издержек нац. пр-ва при его расширении и представляет собой 3 участка: I Кейсианский; II промежуточный; III классический. I – характеризуется состоянием недоиспользования экономических ресурсов; II – харак-ся ростом издержки пр-ва и ростом цен.III - харак-ся полной занятостью экон. ресурсов. ВВП не изменяется, он явл-ся потенциальным, а цены растут.

 

В.20. Безработица: сущность и виды. Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в РФ признаются граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь.

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная безработица возникает из-за несовершенной информации о рабочих местах и квалифицированных заявителей на рабочее место. Существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.

Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Это случается из-за отмирания старых производств и отраслей и появления новых. При этом для новых рабочих мест не находятся работники с нужной квалификацией.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.

Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.

Причины безработицы в России: структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития; закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий; высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия; внедрение в производство новой техники и технологии; структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности; ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.

Мерыпо сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); 2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции); 3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

 

21. Экономический рост: факторы и условия

Экономический рост - увеличение способности экономики производить товары и услуги в течение длительного периода времени, из года в год, из поколения в поколение. Экон. рост - увеличение реального и потенциального национального дохода в течение длительного периода времени.

Графически экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправо кривой производственных возможностей. Этот сдвиг означает, что растет способность эк-ки производить товары и услуги, т. е. растет производительная способность эк-ки.

Совокупное производство в экономике с полной заня­тостью (П) включает четыре элемента: 1)численность насе­ления (Н), 2) часть населения, которая составляет рабочую силу (Р), 3) среднее количество часов, проработанных каж­дым работником (Ч); 4) производительность труда, т. е. объ­ем производства в час (Пр). Эти элементы влияют на рост экономики.

Увеличение населения вносит свой вклад в экономический рост через спрос и предложение. Чем больше численность населения, тем больше спрос на товары и услуги, а также тем большим будет объем трудовых ресурсов для увеличе­ния производства.

Показатель рабочей силы измеряет реальный объем трудовых ресурсов. Чем больше доля рабочей силы в чис­ленности населения (Р/Н), тем выше производительные способности экономики. И наоборот: чем ниже эта доля (т. е. больше удельный вес иждивенцев, пенсионеров, инва­лидов), тем ниже производительные способности экономи­ки.

Количество проработанных каждым работником часов многое говорит о потенциале экономического роста. В кон­це прошлого века средняя продолжительность рабочей не­дели в США составляла свыше 62 — 65 часов. Сегодня этот показатель снизился до 35 часов в неделю. Конечно, это сокращает возможности экономического роста, но дает людям высшее благо — свободу.

Конечно, главным элементом экономического роста является почасовая производительность. Производитель­ность зависит от трех основных факторов — квалификации работников, количества и качества физического капитала и состояния технологии. В послевоенный период производи­тельность труда существенно выросла во всех странах.

Экономисты выделяют сегодня два типа экономического роста: экстен­сивный и интенсивный. Экстенсивным называют тип рос­та, который обеспечивается за счет увеличения объемов применяемых факторов производства.

Интенсивным назы­вают тип роста, при котором факторы производства стано­вятся более продуктивными, повышая средний объем про­дукции, получаемый с единицы затрат.

Главными факторами экономического роста являются: увеличение доли физического капитала (машин, оборудования, сооружений, дорог и т. д.) относи­тельно других факторов производства, технологические нововведения, вложения в человеческий капитал, расту­щие требования к повышению уровня жизни, а также сбережения и инвестиции.

За экономический рост общество должно платить определенную цену. Этой ценой являются инвестиции, которые увеличивают объем физического капитала. А увеличение ка­питала воздействует на экономический рост как экстенсив­но (просто увеличиваются продуктивные мощности), так и интенсивно, поскольку более высокое качество вводимого в строй физического капитала ведет к ускорению техническо­го прогресса.

Но увеличение инвестиций всегда ставит пе­ред обществом одну из наиболее фундаментальных проблем — проблему выбора из ограниченных ресурсов. Речь идет о выборе между инвестициями и потреблением. Одно неиз­бежно исключает другое при распределении национального дохода. Страна, которая хочет инвестировать больше и в бу­дущем иметь больше благ благодаря ускоренному экономи­ческому росту, сегодня должна будет жертвовать частью по­требления.

Инвестиции прямо зависят от сбе­режений, от баланса правительственных доходов и расходов и от баланса внешнеэкономической деятельности. И -С+(Н-ПР)+(Им-Эк), где И - инвестиции, С - частные сбе­режения, Н - налоги, ПР - правительственные расходы, Им - импорт, Эк - экспорт. Если налоги больше правительственных расходов, то правительство тем самым создает еще один источник сбережений.

В последние десятилетия в развитых странах начинают ощущать давление таких факторов, как необходимость постоянного квалификационного роста, увеличения знаний переподготовки для того, чтобы не отстать от движения тех­нического прогресса и не потерять работу. Вместе с тем от­мечается, что индустриализация ведет к дегуманизации тру­да, требуя выполнения монотонной, нетворческой работы, давая все больше товаров и услуг, но опустошая духовное содержание жизни.

 

22. Экономический цикл. — попеременное чередова­ние подъемов и спадов в общем движении ре­ального ВНП.Эти подъемы и спады отражают колебания в экономической (деловой) активности и измеряются измене­ниями в реальном ВНП и норме безработицы. На рис. представлена общая картина экон. цикла. Она включает в себя несколько фаз, которые присутствуют в каждом из наблюдавшихся циклов, как бы они не отлича­лись друг от друга. Можно начать с пика цикла, когда эко­номика работает почти при полной занятости, цены растут, но рост деловой активности прекращается (т. е. экономика достигла пика). Затем начинается спад (рецессия), когда па­дает производство, снижается занятость, но цены обычно не снижаются. Спад доходит до низшей точки, где кончает­ся снижение производства и начинается его постепенное увеличение, переходящее в оживление, в ходе которого рас­тет реальный ВНП и занятость. Цены также растут вплоть до фазы пика, где вновь достигается состояние полной (или почти полной) занятости.

Экономисты разделили спад на два соподчиненных вида: а) рецессию спад, ко­торый характеризуется снижением реального ВНП к тече­ние двух или более кварталов подряд (6 и более месяцев); б) депрессию - очень жесткую рецессию, продолжающую­ся более длительное время.

В стадии подъема (оживления) многие показатели сви­детельствует о происходящем росте: растет реальный ВНП, промышленное производство, заказы на строительство, занятость. Все эти показатели падают в фазе рецессии. В прошлом считалось, что точно так же должны вести себя и цены (расти в ходе оживления и снижаться во время спада), что отчасти соответствовало действительности. Однако, начиная с 70-х гг., мир стал свидетелем одновременного наступления рецессии и продолжающегося роста цен. Это явление стали называть стагфляцией.

23.Мировая экономика: проблемы международной торговли.

Международ. торговля – это форма экономических отношений, осуществляемых посредством экспорта товаров и услуг. В усл-ях глобализации проблемы внешне торговых связей очень актуальны. Это связано с тем, что либерализация внешней торговли открыла доступ российским предпринимателям к мировым товарным рынкам.

Проблемы торговли российского партнера с зарубежным:

Завершение создания законодательной базы регулирования внешнеторговой деят-ти.

1. Совершенств-ние системы управления внешнеэк. деят-ти как сферой н/х

2. Разработка программы развития экспорта в России

3. Совершенств-ние системы кредитования и страхования промышленного экспорта

4. Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно- импортных перевозок

5. Формирование блгоприятного правового климата для российского экспорта

6. Совершенств-ние системы тарифного регулир-ния импорта и систем налоговых платежей

7. Совершенствование системы контроля за безопасностью товара, поступающего по импорту в Россию

8. Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте.

9. Разработка программы по оптимальному включению субъектов РФ во внешне- экономическую деят-ть.

Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией:

1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов (напр. изменения в Торгово-промышленной палате).

2. Недостаточная стабилизация банковско- финансовой системы

3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала

4. Сложность функционирования совместных предприятий, предприятий с иностранными ивестициями.

 

24. Мировая экономика: проблема глобализации

Превращение мирового рынка в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала, называют глобализацией.

Глобализация, по сути, это более высокая стадия интернационализации. Мировые рынки многих товаров уже поделены ТНК в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка.

Главная проблема глобализации: Оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели или «прозябанию» многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны грозила только конкуренция соотечественников. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке. Глобализация осуществляется, прежде всего, через регионализацию, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы.

На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странами участницами.

В развитых странах это в первую очередь ЕС, НАФТА; в развивающихся МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии; СНГ в странах с переходной экономикой; АТЭС в Азиатско-тихоокеанском регионе.

 

25. Совершенная (неограниченная) конкуренция, т. е. рынок, где цены определяются независимо от воли покупателей или продавцов. На таких рынках действует обычно множество производителей. Их индивидуальные возможности воздействовать на рынок очень малы. Совершенная конкуренция обладает следующими характерными чертами:

- основной чертой является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.

- фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию.

- отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.

- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.

- высокая мобильность факторов производства.

- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Представители полипольного рынка транспортных услуг является – автомобильный транспорт, авиатранспорт, водный транспорт.

Идеаль­ным примером такого рынка служит производство миллио­нами фермерских хозяйств пшеницы или кукурузы. Доля каждого такого хозяйства в поставках товара настолько ма­ла, что оно не влияет на цены и общее количество товара на рынке. На этом рынке также велико и количество поку­пателей, каждый из которых в отдельности тоже ни на что не влияет. Стать участником такого рынка (или покинуть его) легко как для любого продавца, так и для любого поку­пателя.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством по­купателей и продавцов, однородностью продаваемой про­дукции, свободным доступом фирм на рынок. При совер­шенной конкуренции ни один из продавцов или покупате­лей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

На таком рынке Конфигурация кривой спроса и закономерности потре­бительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффек­та дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с ЗФО до 100 руб. за, кг) вы на свой постоянный доход в 3 тыс. рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на преж­нем уровне, т. е. 10 кг, то на «высвобожденные», деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, кон­фет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потре­бителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более деше­вых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг.

На таком рынке также существует Эластичность спроса и предложения, т.к. Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены.

Также можно рассказать о теории предельной полезности, законе убывающей предельной полезности, о потребительском равновесии (MU1/P1= MU2/P2= MUn/Pn).

Расскажите и про издержки (вопрос 5), и условие равновесия фирмы (предельные издержки = предельный доход = цена)

 

26. Национальная экономика: система национальных счетов

Система нац. счетов - набор статистич. показ-лей, используемых для оценки показателей, исп-мых для оценки состояния экономики страны. Впервые данный набор показателей был предложен американским экономистом С. Кузнецом в 1993 г. В 1992 г. стандартная система национальных счетов утверждена ООН в кач-ве осн. для более, чем 100 стран мира. К этим показателям относятся: вал. внутр. продукт и валов. нац. продукт (ВВП и ВНП), Ур-нь цен, безработицы, процентн. ставки и т.д.

ВВП - суммарн. рыночн. стоим-ть всех конечн. товаров, произвед-х за год на тер-рии данной страны национальными, иностранными и смешанными предприятиями.

ВНП - стоим-ть всей конечн. прод-ции, созданной за год с помощью национ. факторов как внутри страны, так и за ее пределами.

Уровень цен (инфляция)- устойч. тенденция повышения ур-ня цен в эк-ке.

Для расчета ур-ня инфл-и использ-ся индексы цен, при этом набор товаров фиксируется

Р1 – Ур-нь цен отчетн. периода

Р0- Ур-нь цен предыд. периода

Q1- набор товаров потребительской корзины текущего периода

Q0- ~ за предыдущий период

а) индекс Ласперейса (базисно- взвешенный)

= , Р- Ур-нь цен, Q- объем прод-ции

б) индекс Плаше (текущее- взвешенный)

=

в) индекс Ирвинга Фишера (устойч ур-нь инфл-и)

=

г) индекс покупательн. способн-ти денег

Упсд= 1/Ур

Показатель полн. занятости (~94%)

ППЗ= ЭАН*(1- естеств норма безработ-цы)

ЭАН- экономически- активное население или трудоспособ. население трудосп. возраста.

Естест норма безраб- ситуация, когда в стране сущ-т только фрикционная и структурная безработица (~5, 5 – 7, 5%- допустим норма безраб).

Таким образом, мы рассмотрели главн. показ-ли, хар-ие показ-ли эк-ки. Что касается показателей ВВП и ВНП, то разница между ними не велика. При этом, на основе данных показателей можно рассчитать след., не менее важн. показ-ли:

1) ЧНП (чист нац продукт)= ВНП – амортиз отчисл-ния

2) НД (нац доход)= ЧНП – косвенные налоги

3) ЛД (личн доход) получается путем вычитания из нац дохода:

· взносов на соц. страхование

· нераспределен прибыль корпораций и добавления

· суммы трансферных платежей

4) РЛД (располаг личн доход)= ЛД-подоходный налог с граждан и неналоговые платежи госуд-ву.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал