Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шпоночное соединение
В машиностроении широко применяется соединение шпонками валов с насаженными на них деталями, например, маховиками, шкивами, зубчатыми колесами, муфтами, звездочками цепных передач, кулачками. Эти соединения просты по
выполнению, компактны, легко разбираются и собираются. В таком соединении часть шпонки входит в паз вала, а часть – в паз ступицы колеса (рис. 382). Форма и размеры шпонок стандартизованы и зависят от диаметра вала и условий эксплуатации соединяемых деталей. Большинство стандартных шпонок представляют собой деталь призматической, сегментной или клиновидной формы с прямоугольным поперечным сечением. Шпонки в продо-
Таблица 38 Размеры призматических шпонок • пазов, мм (выдержка из ГОСТ 23360-78)
льном разрезе показываются нерассеченными независимо от их формы и размеров. Наибольшее распространение имеют призматические шпонки (рис. 383, а), которые, располагаясь в пазу вала, несколько выступают из него и входят в паз, выполненный во втулке (ступице) детали, соединяемой с валом. Передача вращения от вала к втулке (или наоборот) производится рабочими боковыми гранями шпонки. После сборки шпоночного соединения (рис. 383, а) между пазом втулки и верхней гранью шпонки должен быть небольшой зазор; размеры пазов на валу и во втулке выбирают по ГОСТ 23360-78. Призматические шпонки по ГОСТ 23360–1 изготовляют в трех исполнениях (рис. 384). Размеры сечений призматических шпонок и соответствующих им пазов определяются диаметром вала, на котором устанавливается шпонка (табл. 38). Например, шпонка для вала диаметром d = 45 мм должна иметь ширину сечения b = 14 мм и высоту h = 9 мм. Размеры пазов длявыбранной шпонки (см. табл. 38) характеризуются величинами t1 = 5, 5 мм – для вала и t2= 3, 8 мм – для втулки (см. рис. 384). На чертеже вала обычно наносят размер t1, а на чертеже втулки колеса всегда d + t2 (рис. 384). Необходимая длина шпонки в зависимости от условий работы и действующих на шпоночное соединение сил выбирается по ГОСТ 23360-78. Условное обозначение шпонки исполнения 1 с размерами (b = 18, h = 11 и l = 65 мм) имеет вид: Шпонка 18× 11× 65 ГОСТ 23360-78.
Условное обозначение шпонки исполнения 2 с размерами (b = 8, h = 7, l = 45 мм): Шпонка 2-8× 7× 45 ГОСТ 23360-78. Сегментные шпонки применяются для соединения с валом деталей, имеющих сравнительно короткие втулки (рис. 383, б). Размеры сегментных шпонок и пазов устанавливает ГОСТ 24071–80. Условное обозначение сегментной шпонки исполнения 1 толщиной b = 6 мм и высотой h = 10 мм: Шпонка 6× 10 ГОСТ 24071–80. Значительно реже применяются клиновые шпонки, ГОСТ 24068–80 (см. рис. 383, в).
|