Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава первая товар






КНИГА ПЕРВАЯ

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛА


Отдел первый: товар и деньги


ГЛАВА ПЕРВАЯ ТОВАР


1. Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость (субстанция стоимости, величина стоимости)


Богатство капиталистических обществ – «огромное скопление товаров», а отдельный товар – элементарный атом этого богатства. Поэтому исследование начинается с анализа товара.

Товар – объект, удовлетворяющий своими свойствами, человеческие потребности. Природа этих потребностей, физиологические они или духовные, не суть важно для исследования, как и метод удовлетворения потребности, напрямую или опосредовано.

Каждый полезный предмет можно рассматривать качественно и количественно. Со временем в предметах могут открываться новые полезные качества и способы употребления. Количественные товарные меры предметов определяются их природой и условны (так условились).

Полезность вещи – это её потребительная стоимость, востребованность, насущность, обусловленная свойствами товарного тела в нём самом по факту его существования. Она не зависит от количества труда человека, приложенного к товару, чтобы он стал годен к потреблению. Всегда предполагается количественная определённость потребительных стоимостей (товаров) – дюжина часов, аршин холста, тонна железа и т.п. Это вопрос особой дисциплины – товароведения. Ценность товаров возникает в пользовании-потреблении. Они образуют материальное воплощение богатства. При капитализме они являются непосредственными носителями меновой стоимости.

 
 


Меновая стоимость – соотношение обмена одной потребительной стоимости на другую (определённое количество одного товара на определённое количество другого), постоянно изменяется в зависимости от времени и места, отчего, кажется чем-то вариативно-случайным.

Например, квартер пшеницы обменивается на X сапожной ваксы, или на Y шёлка, или на Z золота и пр. Значит, пшеница имеет не одну единственную, а многие меновые стоимости. Но, раз X сапожной ваксы, Y шёлка и Z золота равны одному квартеру пшеницы, как меновые стоимости, то они являются взаимозамещающими меновыми стоимостями, т.е. равновелики. Отсюда, во-первых, различные меновые стоимости одного и того же товара есть нечто равное, во-вторых, меновая стоимость – лишь способ выражения отличного от неё содержания.

Например, пшеница и железо. При любом их меновом отношении 1 квартер пшеницы=A центнерам железа. Это уравнение говорит, что в двух различных вещах есть нечто общее равной величины, и обе равны чему-то третьему, которое есть ни первая, ни вторая из них. Поэтому обе они должны сводиться к этому третьему.

Геометрический пример. Площади прямолинейных фигур для определения и сравнения делят треугольниками, их площади вычисляют произведением половины высоты на основание, т.е. выражение, совершенно, отличное от видимой формы. Так же и меновые стоимости необходимо свести к чему-то общему, большие или меньшие количества чего они представляют.

Этим общим не могут быть природные свойства, от них лишь зависит полезность товаров, делающая их потребительными стоимостями(ценность). С другой стороны меновое отношение есть отвлечение от этих потребительных стоимостей, в пределах которого разные потребительные стоимости равны, если имеются в надлежащей пропорции, независимо от самой потребительной стоимости(ценности).

 
 


Как потребительные стоимости (ценности), товары различаются качественно, как меновые – количественно, не взирая на полезность товара.

Убрав из внимания потребительные свойства товаров, у них остаётся один общий признак, они – продукты труда. Теперь это уже не стол, дом или пряжа, как полезный товар, и не продукт труда столяра, плотника или прядильщицы. Все, чувственно воспринимаемые, свойства погасли в нём, как и полезный характер, воплощенных в них, видов труда. Следовательно, при таком подходе, исчезают различные конкретные формы видов труда, они все сводятся к равноизмеримому абстрактному человеческому труду.

В таком рассмотрении от продуктов труда ничего не осталось, кроме затраты человеческой рабочей силы, приложенной к товару для придания ему полезности (потребительной стоимости). В товаре накоплен абстрактный человеческий труд, а трудозатраты – элементарные атомы общественной субстанции, общей всем товарам, трудозатраты – суть товарные стоимости.

Меновая стоимость товаров представляется, как нечто независимое от их потребительных стоимостей. Таким образом, то общее, выраженное в меновом отношении товаров, и есть их стоимость – абстрактный труд человека. В дальнейшем мы вернёмся к меновой стоимости, как к необходимой форме проявления, но, сначала должно рассмотреть её независимо от этой формы.

Итак, потребительная стоимость имеет ценность лишь потому, что в ней материализован абстрактный человеческий труд. Очевидно, что измерять величину этой стоимости надлежит количеством, содержащегося в ней труда, как созидающей эту стоимость «субстанции». Количество самого труда – его продолжительность, рабочее время, измеряемое единицами времени: час, день и т.д.

Казалось бы, чем ленивее и неискусней рабочий, больше затрачивающий времени на производство товара, тем больше стоимость товара. Но, труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый абстрактный человеческий труд, одни и те же трудозатраты. Вся рабочая сила общества общо, хоть, и состоит из множества индивидуальны рабочих сил, представлена, как одна и та же средняя человеческая рабочая сила, функционирующая, как общий знаменатель, к которому приводятся трудозатраты на производство данного товара, лишь в среднем общественно необходимое рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости в нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Например, после внедрения ткацкого станка на изготовление ткани требуется половина времени, затрачиваемого вручную. Ручной ткач затрачивает столько же времени, как и раньше, но теперь в продукте его личного рабочего часа представлена лишь половина общественного рабочего часа, а стоимость этого продукта уменьшилась вдвое.

Итак, величина стоимости данной потребительной ценности определяется лишь количеством труда (рабочего времени), общественно необходимого для её изготовления. Отдельный товар – средний экземпляр своего рода, и товары, содержащие равные количества труда (рабочего времени) имеют одинаковую величину стоимости. Стоимости любых двух товаров соотносятся друг к другу, как рабочее время для производства каждого. «Как стоимости, все товары суть лишь определённые количества застывшего рабочего времени».

 
 


Так, величина стоимости товара оставалась бы постоянной, если бы было постоянным, необходимое для его производства, рабочее время. Но, рабочее время изменяется с изменением производительной силы труда, которая определяется: искусством рабочего, развитием науки и её применением, организацией производства, размерами и эффективностью средств производства, природными условиями. Один и тот же труд воплощён в урожайный год в 8 бушелях пшеницы, в неурожайный – лишь в 4 бушелях. Одинаковые трудозатраты в богатых рудниках доставляют больше металла, чем в бедных и т.д. Алмазы – редкие камни, и их отыскание стоит больше рабочего времени, следовательно, в их небольшом объёме воплощено много труда. С открытием более богатых алмазных копей то же самое количество труда выразилось бы в большем количестве алмазов, и стоимость их понизилась бы. А если бы удалось небольшими трудозатратами превращать уголь в алмаз, их стоимость упала бы ниже стоимости кирпича. В общем, чем больше производительность труда, тем меньше рабочее время, затрачиваемое на изготовление товара, тем меньше воплощённая в нём масса труда, и меньше его стоимость. Чем меньше производительность, тем больше рабочего времени необходимо для изготовления изделия, и больше его стоимость. Величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительности труда, воплощённого в товаре.

Вещь может быть потребительной стоимостью(ценностью) и не быть стоимостью, когда её полезность не опосредована трудом. Воздух, природные красоты, лес, море, горы, небо с облаками – естественные эстетические потребности. Вещь может быть полезным продуктом человеческого труда и при этом не быть товаром, когда человек продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность – создаёт потребительную стоимость (продукт ценен для него лично), но это не товар. Товар – произведённая потребительная стоимость для потребления другими. Так, в средние века хлеб в виде оброка от крестьянина феодалу или десятина церкви не становился товаром лишь потому, что произведён для других. Чтобы стать товаром продукт должен быть передан в руки непосредственного потребителя путём обмена. Наконец, вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом для потребления, т.е. если она бесполезна, то труд, затраченный на неё, бесполезен, не считается трудом и не создает никакой стоимости.


Резюме от автора перевода.

Исследование начинается с товара – элементарной частицы капиталистического богатства. Товар обладает 2 факторами – потребительской стоимостью (ценностью) и меновой стоимостью. Потребительская стоимость – полезность вещи для удовлетворения нужд потребителя, возникает в процессе потребления. Меновая стоимость – количество товара, обмениваемого на другой товар в определённом соотношении, независимо от потребительских свойств. Сколько товаров, столько меновых стоимостей (взаимных пропорций обмена). Существует нечто общее во всех товарах, какими бы они ни были. Отбросив потребительские свойства товаров, видим в них единственный оставшийся общий признак – человеческий труд, затраченный на их изготовление. Таким образом, единственным критерием меновой стоимости является абстрактный человеческий труд, вложенный в производство товара. В реалиях 19в. Маркс предлагает измерять величину стоимости товаров соотношением среднего рабочего времени для производства каждого. «Как стоимости, все товары суть лишь определённые количества застывшего рабочего времени (труда)». Величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительности труда, воплощённого в товаре. Полезный продукт становится товаром, если передан потребителю путём обмена. Полезный продукт, в котором нет человеческого труда, товаром не является. Бесполезный продукт, в который вложен труд, тоже не товар и не имеет стоимости.

 

 

2. Двойственный характер, заключающегося в товарах, труда.

 

Товар – нечто двойственное: потребительная и меновая стоимость. Труд уже не имеет признаков, как созидатель потребительных стоимостей. Эта двойственная природа, содержащегося в товаре, труда впервые критически доказана мною. Это отправной пункт, от которого зависит понимание политической экономии, и его следует осветить более детально.

Возьмём два товара, и пусть стоимость сюртука вдвое больше холста – 10 аршин холста = ω, сюртук = 2ω.

Сюртук – потребительная стоимость (ценность). Для его создания произведён определённый род деятельности, полезный труд.

Сюртук и холст ­– различны так же, как качественно различны между собой портняжничество и ткачество. Если бы они не различались и не различались виды, создающего их труда, то они не могли бы противостоять друг другу как товары (сюртук не обменивают на сюртук).

В разнородных товарах проявляется совокупность разнородных полезных работ всех видов, одним словом – общественное разделение труда. Это условие существования товарного производства, хотя, товарное производство не является условием существования общественного разделения труда. Только продукты самостоятельных, независимых друг от друга, работ противостоят один другому, как товары.

Итак, в потребительной стоимости всех товаров есть полезный труд. Товары считаются товарами, если в них содержится качественно различный полезный труд. В обществе товаропроизводителей это качественное различие труда отдельных самостоятельных производителей развивается в общественное разделение труда.

Сюртуку безразлично, носит его сам портной или его заказчик, в обоих случаях сюртук – потребительская стоимость. Человек портняжил целые тысячелетия для себя, прежде чем портняжный труд стал особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Всякий элемент вещественного богатства (сюртук, холст и др.), которого нет в природе в готовом виде, должен создаться производительным трудом, преобразующим различные вещества природы к человеческим потребностям. Следовательно, созидательный труд – независимое от общественных форм, условие существования людей, вечная естественная необходимость, без которой нет обмена веществ между человеком и природой.

Товары суть соединение двух элементов – вещества природы и труд. За вычетом суммы всех видов труда, заключенных в товаре, остаётся материя, данная от природы без всякого содействия человека. Человек лишь может изменять формы природных веществ для получения продукта. Кроме того, он опирается в труде на содействие сил природы. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля – его мать.

Перейдём теперь от товара, как предмета потребления, к товарной стоимости.

Сюртук имеет вдвое большую стоимость, чем холст. Как стоимости, сюртук и холст суть объективные выражения абстрактного труда. Но, портняжничество и ткачество – качественно разные виды труда. Бывают такие общественные условия, когда один и тот же человек попеременно ткёт и шьёт, и оба эти различные виды труда лишь модификации труда одного и того же индивидуума. Так же портной сегодня шьёт сюртук, завтра брюки, трудозатраты здесь – лишь вариации одного и того же индивидуального труда, продукты которого суть вещи различные. В капиталистическом обществе, в зависимости от спроса на труд, часть общественного труда попеременно предлагается то в портняжестве, то в ткачестве. Если отвлечься от полезного характера каждого отдельного вида труда, то любой труд предстаёт, как расходование человеческой рабочей силы – расходование человеческого мозга, мускулов, нервов и т.д. с целью произвести продукт, т.е. абстрактный человеческий труд. В стоимости товара представлен просто человеческий труд, который есть нечто данное. Сравнительно сложный труд – это помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, значит сложный труд равен определённому количеству простого труда. Пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому, устанавливаются обществом за спиной самих тружеников и потому кажутся рабочим каким-то своего рода обычаем, непонятной «закономерностью». Для упрощения в дальнейшем будем принимать любой вид производительной рабочей силы, как простую абстрактную рабочую силу, чтоб не сводить в каждом частном случае сложный труд к простому.

Как в стоимостях сюртука и холста исчезают различия их потребительных стоимостей, так и в труде, представленном в этих стоимостях, исчезают различия его полезных форм – портняжества и ткачества. Если потребительные стоимости «сюртук» и «холст» есть лишь соединение производительной деятельности с сукном и пряжей, то как стоимости «сюртук» и «холст» не более, чем однородные сгустки труда. И в затратах труда в этих стоимостях, как товарах, имеет значение не производительный характер труда, а количество затраченной рабочей силы. Портняжество и ткачество оказываются субстанцией стоимости сюртука и холста, когда рассматриваются не как портняжество и ткачество, а как однородный человеческий труд.

Сюртук и холст – стоимости определённой величины, 1 сюртук стоит вдвое больше, чем 10 аршин холста. Откуда эта разница? Холст содержит лишь половину труда, заключённого в сюртуке, и для производства сюртука затрачивается вдвое больше рабочего времени.

Поэтому, если в потребительной стоимости (ценности) товара имеет значение качество труда, то в величине стоимости имеет значение лишь количество труда. Так как величина стоимости товара выражает лишь количество труда в нём, то в определённой пропорции товары всегда равновелики стоимостями.

Если производительная сила всех полезных видов труда, необходимых для производства одного сюртука, остаётся неизменной, то величина стоимости сюртуков растёт пропорционально их количеству. 1 сюртук = X рабочих дней, 2 сюртука = 2X рабочих дней и т.д. Если труд, необходимый для производства одного сюртука, возрастает или падает вдвое, то один сюртук стоит столько, сколько раньше стоили два сюртука, или же два сюртука становятся, как раньше один, хотя, в обоих случаях услуги, оказываемые сюртуком (полезность), остаются неизменными, как и качество, содержащегося в нём труда. Стоимость зависит только от количества труда.

Большое количество потребительных стоимостей само по себе составляет большее богатство – два сюртука больше, чем один, ими можно одеть двух человек, одним – только одного и т.д. Однако, возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение его стоимости. Это суть двойственного характера труда – больше производительность (больше богатства при тех же трудозатратах), меньше стоимость труда в единице товара. Один и тот же труд в равные промежутки времени создаёт равные по величине стоимости (стоимость 1 сюртука при малопроизводительном труде = стоимости 2 сюртуков при высокопроизводительном труде). Условие, увеличивающее производительность труда и массу, доставляемых им, потребительных стоимостей, тем самым уменьшает величину стоимости этой возросшей массы, так как сокращает количество рабочего времени для её производства. И наоборот.

С одной стороны, всякий производительный труд есть расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле (абстрактный труд), создающее стоимость товаров. С другой стороны всякий труд – расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме для создания потребительской стоимости (полезности).

 

3. Форма стоимости или меновая стоимость.

 

Товар становится товаром, когда обладает двумя факторами – натуральной формой (то, что можно пощупать на полке в магазине) и формой стоимости (ценник).

В отличие от предметности товарных тел в их стоимости нет ни одного атома вещества природы. Как помним, объективная стоимость [Wertgegenstaendichkeit] есть выражение одного и того же единого – человеческого труда. Следовательно, объективная стоимость имеет чисто общественный характер, своего рода условную договорённость – меновую.

Каждый знает (даже, если он ничего более не знает), что все товары обладают общей им формой стоимости – денежной. Нам предстоит совершить то, чем буржуазная политическая экономия никогда не утруждалась – показать происхождение этой денежной формы, проследить развитие стоимости от простейшего, едва заметного выражения через труд и вплоть до ослепительной денежной формы. Вместе с тем исчезнет и загадочность денег.

Наиболее простое выражение стоимости одного товара – его отношение к товару другого рода (подразумевается отношение труда в одном товаре к труду в другом товаре).

 

A. Простая, единичная или случайная форма стоимости.

 

X (товара A) = Y (товара B) или X (товара A) стоит Y (товара B). (20 аршин холста = 1 сюртук, или 20 аршин холста стоят одного сюртука)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал