Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деньги, или обращение товаров






1. Мера стоимостей.

 

Ради упрощения принимаем, что денежным товаром является золото. Функция золота – предоставить одинаковый материал для выражения стоимости товаров, как одноимённых сравнимых величин. Поэтому золото становится деньгами.

Не деньги делают товары соизмеримыми. Наоборот, товары делают деньги одинаковыми. Товары, как стоимости, представляют собой овеществлённый человеческий труд. Деньги, как мера стоимости, есть проявление, принадлежащего всем товарам общего одинакового свойства – рабочего времени.

Выражение «x товара A = y денег» – денежная форма товара или цена. Достаточно одного уравнения «1 тонна железа = 2 унции золота», это общественно значимой форма стоимости, и не нужно выстраивать ряд стоимостных уравнений с другими товарами, чтобы узнать стоимость железа, потому что эквивалентный товар «золото» обладает функцией денег. Всеобщая относительная форма стоимости возвращается к первоначальному виду – простой, или единичной, относительной форме стоимости. Если прочитать цены справа налево, получим развёрнутое относительное выражение стоимости денежного товара. Бесконечный ряд уравнений стоимости товара «золото» во всех товарах общественно дан в товарных ценах. Но зато деньги не имеют цены, выраженной в самих себе.

Цена товаров есть нечто отвлечённое от реального тела товара, идейная форма, существующая лишь в представлении. Стоимость железа, холста, пшеницы и пр. невидимо существует в самих этих вещах, а выражается в их золотом отношении, которое подразумевается. Хранителю товаров приходится одолжить им свой язык и навесить на них бумажные ярлыки, чтобы поведать миру их цены. Выражение товарных стоимостей носит идеализированный характер, поэтому для их представления подходит лишь воображаемое, идеальное золото. Товаровладелец, придав стоимости товаров форму цены (мысленно представляемого золота), понимает, что ещё не превратил свои товары в настоящее золото, и что ему не нужно ни крупицы реального золота, чтобы выразить в золоте товарные стоимости на целые миллионы. Свою функцию меры стоимости деньги выполняют, как мысленно представляемые, идеальные деньги. Хотя, функцию меры стоимости выполняют лишь мысленно представляемые деньги, цена зависит от реального золота, от количества человеческого труда, содержащегося в мысленно представляемом реальном золоте.

Так товарные стоимости, не смотря на разнообразие товаров, превратились в мысленно представляемые количества золота различной величины и стали одноимёнными величинами. Цены, как различные количества золота, сравниваются и соизмеряются между собой, и возникает техническая необходимость в единой счётной единице золота. Сама эта единица, делясь дальше на части развёртывается в масштаб. Золото ещё до превращения в деньги обладает таким масштабом в виде весовых делений – фунт, унция. И масштаб цен в воображаемом золоте перенимает на себя масштаб деления реального золота.

Деньги выполняют две совершенно различные функции – мера стоимостей и масштаб цен. Мера стоимости – общественное воплощение человеческого труда, масштаб цен – фиксированный вес воображаемого металла. Как мера стоимости, деньги превращают стоимости товаров в цены в мысленно представляемом количестве золота; как масштаб цен, деньги измеряют эти количества. Для масштаба цен определённый вес золота фиксируется, как единица измерения. Здесь важное значение имеет устойчивость соотношения мер. Чем неизменнее одно и то же количество золота служит единицей измерения, тем лучше играет свою роль масштаб цен. Золото может служить мерой стоимостей лишь потому, что само является продуктом труда, и имеет потенциально переменную стоимость.

Изменение стоимости золота затрагивает все товары одновременно и не изменяет их взаимных относительных стоимостей. Как при выражении стоимости одного товара относительно другого, так и при оценке товаров деньгами-золотом предполагается, что в данное время производство определённого количества золота стоит данного количества труда. Движение товарных цен, вообще, развивается по законам простого относительного выражения стоимости (см. гл.1). При неизменной стоимости денег повышается или понижается стоимость производства товаров, при неизменной стоимости товаров повышается или понижается стоимость денег, и цены растут или падают соответственно. Товары, стоимость которых изменяется одновременно со стоимостью денег, сохраняют свои цены. Если стоимость товаров изменяется быстрее или медленнее стоимости денег, то изменение цен определяется разницей в этих изменениях.

Постепенно денежные названия определяемых величин отдалились от своих первоначальных значений. Фунт стерлингов был сперва денежным названием действительного фунта серебра. Когда золото в качестве меры стоимости вытеснило серебро, то же самое название стало применяться к количеству золота, составлявшему, быть может, 1/15 фунта реального металла. Фунт, как денежное название, и фунт, как весовое количество золота, разделились. В течение целого ряда веков государи непрерывно занимались такой фальсификацией денег, в результате чего от первоначального веса монет остались одни только названия.

Так, исторически, отделение денежных названий весов металла от реальных его количеств стало общепризнанным. Раз денежный масштаб совершенно условен и должен пользоваться всеобщим признанием, то он регулируется законом, который присваивает одной монете определённый номинал. Так цены (количества золота), в которых идеально выражаются стоимости товаров, становятся просто денежными названиями, номинальными бумажками, законодательно установленными, счётными единицами золотого масштаба.

Название какой-либо вещи не говорит ничего о её природе, как я решительно ничего не знаю о человеке, если знаю только, что его зовут Яков. Точно так же и в денежных названиях фунт, талер, франк, дукат и пр. изглаживается всякий след отношения стоимостей. По названию денежного знака становится невозможно определить, сколько реального веса металла и стоимости он символизирует.

Цена есть денежное название овеществлённого в товаре труда. Эквивалентность товара и денег, представляющих его цену, есть тавтология, да и вообще, относительное выражение стоимости товара одновременно и выражение эквивалентности двух товаров. Иначе придется признать, что миллион в деньгах стоит больше, чем миллион в товарах. Но, из того, что цена показатель менового отношения товара к деньгам, не вытекает обратного, что цена обязательно показывает стоимость товара, как количество вложенного труда. Допустим, общественно необходимый труд равной величины выражается в 1 квартере пшеницы и в 2 фунтах стерлингов, но рыночная цена квартера пшеницы может быть 1 или 3 ф.ст. При неизменных условиях производства и производительности труда на воспроизводство 1 квартера пшеницы должно быть затрачено во всех случаях одинаковое общественное количество времени, и это не зависит от воли производителя пшеницы или других товаровладельцев. Величина стоимости товара выражает его отношение к общественному рабочему времени, присущее самому процессу его производства. Выражая величину стоимости, цена проявляет это меновое отношение частного труда к общественному, как меновое отношение данного товара к деньгам, и может выразить как его стоимость, так и быть выше или ниже её. Возможность несовпадения цены и стоимости заключается уже в самой форме цены. Эта отличительная черта делает её адекватной формой буржуазного способа производства.

Форма цены допускает не только возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, она может вообще перестать быть выражением стоимости, хотя, деньги представляют собой лишь форму стоимости товаров. Вещи, которые сами по себе не являются товарами, например, совесть, честь и т.д. могут стать для своих владельцев предметом продажи и, благодаря своей цене, приобрести товарную форму. То есть вещь формально может иметь цену, не имея стоимости. Выражение цены является здесь мнимым. Однако, мнимая форма цены товара, например, необработанной земли, в которой нет человеческого труда, может содержать в себе действительное стоимостное отношение или отношение, производное от него.

Цена выражает стоимость товара так, что, к примеру, 1 унция золота всегда может непосредственно обменяться на 1 тонну железа, что, в свою очередь, совсем не означает, что тонна железа может так же легко обмениваться на унцию золота. Чтобы на деле стать меновой стоимостью, товар должен снять с себя свою натуральную плоть и превратиться из, мысленно представляемого, золота в натуральное золото. Чтобы с реальным образом, железо обладало идеальным образом золота, достаточно дать ему цену, приравнивающую к нему мысленно представляемое золото. Но, железо не может быть одновременно действительным железом и действительным золотом, оно должно быть замещено действительным золотом, чтобы сыграть для своего владельца роль всеобщего эквивалента.

Форма цены предполагает отчуждаемость товаров за деньги. Деньги являются идеальной мерой стоимости, потому что обращаются, как эквивалентный денежный товар.

 

 

2. Средство обращения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал