Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






A) Метаморфоз товаров






Процесс обмена товаров содержит в себе противоречащие и взаимоисключающие отношения. Развитие товара не снимает этих противоречий, но создает форму для их движения.

Общественный процесс обмена перемещает товары из рук, где они не являются потребительными стоимостями, в руки, где они ими становятся. Продукт одного вида полезного труда становится на место продукта другого полезного вида труда. Достигнув пункта, где товар служит потребительной стоимостью, он переходит из сферы товарного обмена в сферу потребления. Нас интересует здесь только первая сфера, и мы рассмотрим процесс только со стороны формы, смену форм (метаморфоз) товаров, которая опосредствует общественный обмен.

Каждое изменение формы товара совершается путём обмена двух товаров – простого товара и денежного товара. Когда обращают внимание только на этот вещественный момент, обмен товара на золото, упускают из виду, что золото, рассматриваемое, как товар, ещё не есть деньги, и что другие товары при помощи своих цен сами относят себя к золоту, как к своему собственному денежному образу.

Процесс обмена раздваивает товар на товар и на деньги, показывающие внешнюю противоположность между потребительной стоимостью и стоимостью товаров. Товар противостоит деньгам, как потребительная стоимость товара противостоит его же меновой стоимости. Одновременно обе стороны этого противостояния есть товар, единение потребительной стоимости и стоимости, которое показывает их взаимоотношение в их единстве. Реальный товар есть потребительная стоимость, и его стоимостное бытие проявляется в цене, выражающей его отношение к золоту, которое противостоит товару лишь как воплощение образа его стоимости. Поэтому реальное золото есть воплощённая меновая стоимость товара. Потребительная стоимость самого золота обнаруживается в развёрнутом ряде выражений, в которых оно относится к другим товарам, как к своей потребительной форме.

Проследим за ткачом, пришедшим на рынок. 20 аршин холста он обменивает на 2 фунта стерлингов, которые в последствии обменивает на семейную Библию. Холст, для ткача только товар, и отчуждается в обмен на золото, как форму своей стоимости. Из этой формы он превращается в другой товар, Библию, которая отправится в дом ткача, как предмет личного потребления (Библия перестаёт быть товаром). Обмен товаров состоит из двух противоположных, дополняющих друг друга, метаморфозов – превращение продукта в деньги и обратно в продукт. Происходит продажа ради купли.

В конечном итоге торговой сделки ткач обменял холст на Библию, вместо своего товара стал обладать другим товаром той же стоимости, но иной полезности. Так же присваивает он себе и все другие, необходимые, жизненные средства. Происходит обмен продукта его труда на продукт чужого труда.

 
 

 


По сути вещей происходит обмен товара на товар, на конечном потребителе сам процесс обмена угасает.

Т – Д. Первый метаморфоз товара (продажа). Общественное разделение труда делает труд индивидуума односторонним, но его потребности многосторонни. Поэтому его продукт для него лишь меновая стоимость, получающая общественную форму лишь в деньгах, которые в чужом кармане. Чтобы извлечь их, товар должен быть потребительной стоимостью для владельца денег, затраченный в товаре труд должен быть в общественно полезной форме.

Разделение труда – естественно выросший за спиной товаропроизводителя, общественный производственный организм. Товар может быть новым продуктом, претендующим на удовлетворение новой потребности, или ещё только предназначенным вызвать такую потребность. Одна из многих трудовых операций одного производителя может обособиться и послать на рынок свой самостоятельный товар. Один продукт сегодня удовлетворяет какой-то потребности, завтра он полностью или частично вытесняется другим. И если труд ткача имеет зарезервированное место в общественном разделении труда, то ещё нет гарантии, что именно его холст будет востребован. Если общественная потребность в холсте удовлетворена конкурентами, продукт ткача окажется избыточным и бесполезным.

Допустим, его холст востребован и притягивает деньги. Сколько? Ответ в цене товара. Производитель затратил среднее, общественно необходимое, рабочее время, и цена товара – лишь денежное обозначение, овеществлённого в нём, количества общественного труда. Но, вдруг, рабочее время, общественно необходимое вчера, для производства аршина холста, сегодя стало меньше, и владелец денег показывает ткачу на цены конкурентов. Каждый, имеющийся на рынке, кусок холста заключает в себе лишь, общественно необходимое, рабочее время. Но, общая сумма этих кусков может заключать в себе, избыточно затраченное, рабочее время. Если рынок не может поглотить весь холст по нормальной цене 2 шиллинга за аршин, значит слишком большая часть всего рабочего времени общества затрачена на ткачество. Весь холст существует на рынке, как один товар, независимо от того, сколько стоит отдельный кусок, его стоимость лишь материализация одного и того же, общественно определённого, количества однородного человеческого труда.

Товаровладельцы обнаруживают, что разделение труда не только делает их независимыми частными производителями, но и делает независимым от них и процесс общественного производства, и их отношения в нём. Частная независимость друг от друга дополняется всесторонней вещной зависимостью.

Превращение товара в деньги не гарантировано, но, для чистоты примера рассмотрим нормальное течение явления – товар продаётся. Хотя, в ненормальных случаях величина стоимости может быть завышенной или урезанной.

Для одного товаровладельца золото замещает его товар, для другого товар замещает его золото. 20 аршин холста и 2 фунта стерлингов, товар и золото, передаются из рук в руки. Товар меняется на всеобщую эквивалентную форму своей стоимости. А золото? На особенный вид своей потребительной стоимости. Первоначальная товарная форма сбрасывается отчуждением товара, когда его потребительная стоимость притягивает к себе деньги, до этого лишь представляемые в цене. Продавец товара, фактически, становится покупателем денег, расплачиваясь за них своим товаром по цене (меновой стоимости). Покупатель товара выступает продавцом некоторого количества денег (цены) в обмен на потребительную стоимость этих денег в виде товара. Продажа Т – Д есть одновременно купля Д – Т.

Товаровладельцы присваивают продукт чужого труда лишь путём отчуждения продукта собственного труда. Так покупатель может противостоять товаровладельцу в качестве владельца денег либо, если продукт его труда уже золото (старатель, эмиссионер денег в современном мире), либо, если его товар уже сменил форму и продан за деньги. Золото вступает в качестве денег на товарный рынок в местах его добычи (эмиссии), как обыкновенный продукт труда, где обменивается на другой продукт труда той же стоимости. С этого момента деньги непрерывно выражают в чебе реализованные цены товаров. В руках каждого деньговладельца деньги – это отделившийся образ его отчуждённого товара после продажи продукта его собственного труда. Как кот Матроскин говорил: «Чтобы купить что-нибудь, надо сперва продать что-нибудь. А у нас нету ничего.»

Идеальной мерой стоимости деньги становятся потому, что все товары в процессе своего всестороннего отчуждения делают деньги, действительно, отделившейся от товаров, превращённой формой их потребительной стоимости. Как образ стоимости (в деньгах), товар утрачивает след, естественно выросшей, потребительной стоимости и, создавшего его, обособленного полезного труда. Деньги становятся общественной материализацией, лишённого различий, однородного человеческого труда. По деньгам нельзя увидеть, какой товар в них превратился. В денежной форме все товары одинаковы, как близнецы. Деньги могут представлять собой навоз, но навоз отнюдь не деньги.

Допустим, ткач продал холст за 2 золотых, появишихся после продажи квартера пшеницы. Продажа холста (Т – Д) есть первая фаза процесса Т – Д – Т (холст – деньги – Библия), одновременно, тот же обмен холста на деньги есть купля (Д – Т), последняя фаза процесса Т – Д – Т (пшеница – деньги – холст). Первый метаморфоз товара в деньги (Т – Д) всегда является вторым метаморфозом какого-либо другого товара из денежной формы в товар (Д – Т).

Д – Т. Второй метаморфоз товара (купля). Деньги представляют собой абсолютно отчуждаемый товар. Они читают все цены в обратном направлении, чтобы перевоплотиться в какой-нибудь товар. Цены ограничивают спосообность денег к такому перевоплощению их количеством. Товар, превратившись в деньги, исчезает, как таковой, и по деньгам не видно, как они попали в руки владельца. «Деньги не пахнут». Деньги представляют проданный товар, но, они представляют так же товары, которые можно купить.

Купля (Д – Т) одновременно есть продажа (Т – Д), последний метаморфоз одного товара является первым для другого товара. Ткач обменивает холст на Библию, продавец Библии обменивает её на водку, хотя, саму Библию продаёт ткачу. Заключительная фаза процесса Т – Д – Т (холст – деньги – Библия) является первой фазой процесса Т – Д – Т (Библия – деньги – водка).

Товаропроизводитель продаёт на рыноке односторонний продукт значительными массами и раздробляет вырученную сумму междй многочисленными покупками, удовлетворяющими его разносторонние потребности. Одна продажа приводит ко многим актам купли, сумма первых метаморфозов одного товара образуется из множества заключительных метаморфозов других товаров.

Товаровладелец выступает в метаморфозе товара (Т – Д – Т) в двух противоположных ролях – продавец и покупатель. В каждом превращении товара одному товаровладельцу противостоит другой в противоположной роли то покупателя, то продавца. Эти роли в процессе товарного обращения постоянно переходят от одного лица к другому. Сначала деньги в чужом кармане представляют стоимостный образ собственного товара. Как только товар превращается в деньги, они становятся его временной эквивалентной формой, потребительная стоимость которой содержится уже в других товарах, которые теперь можно приобрести. Деньги – конечный пункт первого превращения товара и, в то же время, исходный пункт второго. Продавец в первом акте, во втором – покупатель.

Противоположные фазы образуют кругооборот: товар (непотребительная стоимость) – деньги (сбрасывание товарной формы) – товар (потребительная стоимость).
Два метаморфоза полного кругооборота одного товара одновременно являются частичными метаморфозами двух других товаров. Холст открывает ряд собственных метаморфозов и тем самым завершает метаморфоз пшеницы. Кругооборот, описываемый рядом метаморфозов каждого товара, неразрывно сплетается с кругооборотами других товаров, и в целом получается обращение товаров.

Товарное обращение значительно отличается от непосредственного обмена продуктами. Ткач обменял холст на Библию, собственный товар на чужой. Так выглядит для самого ткача. Продавец Библии не подозревал, что на его товар обменивается холст, и ткач не подозревал, что на холст обменивается пшеница. Обмен товаров разрывает непосредственный обмен продуктами и развивает обмен веществ человеческого труда. С другой стороны, независимо от контроля участников, естественным образом развивается целый круг общественных связей. Ткач может продать холст лишь потому, что крестьянин уже продал пшеницу, любитель водки может продать Библию лишь, если ткач продал холст, винокур может продать водку потому, что другой продал Библию.
Непосредственный обмен продуктами заканчивается, когда потребительные стоимости сменили владельцев. Процесс же товарного обращения не заканчивается, деньги не исчезают после окончания метаморфозов отдельного товара, а возвращаются в товарное обращение и вытесняются из него другим товаром. Сначала холст выпадает из обращения, на его место встают деньги, затем Библия выпадает из обращения, деньги занимают её место.

Товарное обращение создаёт равенство между куплями и продажами, этим бессодержательным догматом хотят доказать, что продавец приводит за собой на рынок своего покупателя. Действительно, количество совершённых де-факто сделок купли-продажи приравнивает количество покупок количеству продаж. Но, товарное обращение предполагает временной разрыв, паузу между продажей и покупкой, в виде денежного эквивалента товара. Чтобы что-то купить, ты должен стать владельцем денег, а чтобы стать владельцем денег, ты должен сперва что-то продать, а чтобы что-то продать, на это должен найтись покупатель. Однако, если ты что-то продал и стал владельцем денег, это никак не обязывает тебя немедленно покупать лишь потому, что ты продал. Таким образом, равенство покупок и продаж лишь фиксирует факт того, что количество уже совершённых продаж равно количеству совершённых покупок, но никак не приводит к тому, чтобы количество предложений к продаже неизбежно вызывало то же количество желаний к покупке.

Обращение товаров (Т – Д – Т) представляет простой обмен товарами (Т – Т) с одним отличием – между продажей товара с непотребительной стоимостью и приобретением потребительной товар задерживается у товаровладельца в денежной форме (– Д –), которая может реализоваться снова в товаре завтра или послезавтра, а может через год. Противоположность двух актов (Т – Д и Д – Т), как самостоятельных, разрывает единство товарообмена (Т – Т). Нарастание обособления двух форм единого процесса, при достижении определённых условий, проявляет их единство в виде кризиса. Само существование этих форм уже содержит возможность (только возможность) кризисов.

В процессе обращения товаров, деньги становятся средством обращения, как посредник.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал