Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






B) Средство платежа






В непосредственном товарном обращении стоимость представлена двояко – товар на одном полюсе, деньги на другом. Товаровладельцы обменивались эквивалентами, имеющимися в наличии. С развитием товарного обращения отчуждение товаров отдаляется по времени от реализации их цены. Производство одного товара более долгое, чем другого, или разные времена года. Одни товары производятся у самого рынка, другие совершают длительный вояж к рынку. Поэтому один товаровладелец становится продавцом раньше, чем другой покупателем, при частом повторении одинаковых сделок условия продажи регулируются условиями производства.

В других случаях, например, пользование домом (аренда), покупатель покупает товар раньше, чем оплачивает его. Один продаёт наличный товар, другой выступает, как просто представитель будущих денег. Продавец становится кредитором, покупатель – должником. Так как изменился метаморфоз товара и развитие его стоимостной формы, то деньги приобретают другую функцию – становятся средством платежа.

Одновременное предъявление эквивалентов в процессе (Т – Д) прекратилось. Деньги теперь предстают, как мера стоимости в цене товара, установленной контрактом, уплачиваемой должником к определённому сроку, оставаясь при этом идеальным покупательным средством. Деньги существуют теперь лишь в долговом обязательстве покупателя, но всё равно осуществляют переход товара из рук в руки. Только в срок платежа деньги реально вступают в обращение и переходят в руки продавца. Процесс обращения прервался на первой фазе, став сокровищем, т.к. деньги (превращённая форма товара) извлечены из обращения, и вступают в него, как средство платежа, когда товар уже изъят из обращения. Продавец превратил товар в деньги, чтобы купить на них какую-либо потребительную стоимость (собиратель сокровищ, чтобы консервировать товар в денежной форме), должник-покупатель превращает товар в деньги, чтобы уплатить по долгам. И так получается, что деньги становятся самоцелью продажи.

Покупатель совершает второй метаморфоз товара раньше первого. Товар обращается, обмениваясь не на деньги, а на обещание денег. Товар становится потребительной стоимостью прежде, чем успевает стать деньгами. Первый метаморфоз совершается задним числом.

Обязательства, по которым наступил срок платежа, представляют сумму цен уже проданных товаров. Масса денег, необходимая для реализации этой суммы, зависит от быстроты обращения средств платежа (деньги, подразумеваемые в долгах) – от сцепления отношений кредиторов и должников (А получил деньги от своего должника В и уплатил их своему кредитору С) и от продолжительности промежутков между различными сроками платежа. Цепь выплат долгов, следующих один за другим, отличается от цепи прямого метаморфоза товаров Т – Д – Т тем, что выражает собой общественную связь до того, как она появляется. Долг становится товаром.

Одновременность и параллельность продаж мешают компенсировать массу денег увеличением быстроты их обращения, хотя и создают новый рычаг – взаимопогашение долгов, когда накапливаются в одном и том же месте, и возникают учреждения и методы взаимного погашения платежей. Сопоставление долговых требований А к В, В к С, С к А и т.д. позволяет взаимно учесть и выплатить лишь разницу. Чем больше концентрация взаимопогашающихся платежей, тем меньше баланс, следовательно, меньше масса обращающихся денег, необходимая для выплаты лишь разницы.

Взаимно погашая платежи, деньги выступают, как идеальный измеритель стоимости просто для подсчёта, но не как промежуточное средство обращения, а как индивидуальное воплощение общественного труда, меновая стоимость, как абсолютный товар. Это противоречие особенно обнаруживается в денежном кризисе, случающемся, когда искусственная система взаимного погашения, следующих друг за другом платежей, даёт сбой, и долги все сразу предъявляются к оплате реальными деньгами. Потребительная стоимость товара теряет свою ценность. Ещё вчера буржуй, подсчитывая, сколько ему должны за поставленный товар, заявлял «Только товар – деньги», сегодня он же, требуя долги к оплате, вопит «Только деньги – товар». Как олень жаждет свежей воды, так буржуйская душа жаждет теперь денег – единственного богатства. («Хотя, казалось бы, бедняк без работы, потому что богач не даёт ему работу из-за недостатка денег, хоть, имеются те же мощности и те же самые руки для производства средств существования и одежды, какие имелись у них и раньше, а ведь именно это и составляет богатство наций, а отнюдь не деньги» ©Джон Белтерс) Форма проявления денег здесь безразлична, хоть золото, хоть банкноты.

При заданной скорости обращения денег, как средств обращения и платежа, необходимая наличная сумма равна сумме = подлежащих реализации, товарных цен + платежи, которым наступил срок – взаимно погашенные платежи – сумма оборотов, в которых одни и те же деньги попеременно то средство обращения, то средство платежа. (Крестьянин продаёт свой хлеб за 2 ф.ст. (средство обращения), оплачивает долг этими же 2 ф.ст. (средство платежа) ткачу за, поставленный ранее, холст. Ткач покупает Библию за эти же 2 ф.ст. (средство обращения) и т.д.) Поэтому масса денег, обращающихся в течение определённого периода (дня), более не совпадает с массой обращающихся товаров. Обращаются деньги за товары, давно уже извлечённые из процесса Т – Д – Т, а товары обращаются взамен денежного эквивалента, который появится только потом.

К тому же, ежедневно заключаемые и погашаемые платёжные обязательства несоизмеримы. Совокупность продаж в долг в течение одного дня не повлияет на количество денег, обращающихся именно в этот день. В более продолжительный период долговые обязательства, выданные ранее в различные дни, могут совпадать по срокам платежа и быть предъявлены к оплате одновременно – годовые налоги, уплата аренды, сезонные выплаты могут наступить в один срок, что, несомненно, вызовет изъятие значительной массы наличности из обращения.

Долговые обязательства начинают обращаться, перенося долговые требования с одного лица на другое. В качестве средства платежа деньги получают собственные формы существования в сфере крупных торговых сделок, а реальная монета оттесняется в розничную торговлю. Деньги становятся всеобщим товаром договорных обязательств.

В каждой стране установлены известные общие сроки платежей, регулирующие также платежи, не связанные с товарным обращением (налоги, ренты и пр.). Из закона скорости обращения средств платежа вытекает, что масса средств, необходимых для всех периодических платежей находится в обратной зависимости к продолжительности платёжных периодов.

Развитие денег, как средств платежа, вызывает необходимость накоплять деньги к сроку уплаты. С ростом буржуазного общества собирание сокровищ, как самостоятельная форма обогащения, перерастает в форму накопления резервного фонда средств платежа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал