Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как люди рисуют
Существуют, по-видимому, тысячи исследований, стремящихся ответить на этот вопрос. Когда рисунок или скульптура созданы, они далее пребывают в своем законченном, неизменном виде, а потому их можно исследовать, не слишком углубляясь в проблему многозначности их символического содержания. Мы можем изучать определенный художественный материал с той или иной позиции, а пять лет спустя попытаться использовать иной подход. Это напоминает те ситуации, с которыми сталкиваются культурные антропологи, исследуя, например, произведения постмодернистов, либо когда антропологи пытаются считать зубы у останков человека. Считать зубы, должно быть, непросто. Находясь в Питтсбургском университете, я, например, услышала о том, что один из ассистентов кафедры антропологии получал разные результаты, когда пересчитывал зубы, находясь в разных эмоциональных состояниях. Это говорит о важности точных количественных исследований. Очевидно, однако, что гораздо проще считать конкретные физические признаки, чем комплексные, зачастую противоречивые переменные, связанные с содержанием символических образов. На протяжении последних десяти лет я, совместно с К.Табоном, провожу исследования такого рода. Он собрал коллекцию рисунков, авторам которых давались одни и те же стандартные материалы и следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дepeвa». В настоящее время собрано более четырех тысяч таких рисунков, их авторы - взрослые и дети, клинически здоровые лица и пациенты разных групп. Мы много думали над тем, каким образом следует анализировать полученные рисунки и какие признаки нас должны интepecoвaть больше всего. Нам удалось сделать довольно интересные наблюдения. Например, мы заметили, что целый ряд рисунков включает изображение человеческой фигуры темно-синего цвета. Несколько меньше было фигур, нарисованных зеленым цветом (как правило, на тех рисунках, которые целиком выполнены зеленым цветом). Авторы рисунков, на которых фигурируют человеческие персонажи темно-синего цвета,
Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 17 в подавляющем большинстве случаев являются психически больными. Есть категория рисунков (от 1 до 2 %), на которых изображена лишь одна крупная рука, тянущаяся за большим яблоком. Мы не знаем, с какой психологической переменной связаны эти изображения, но намерены продолжать исследования, поскольку считаем, что арт-терапевт не может игнорировать различия, обнаруженные между рисунками пациентов, страдающих эндогенной депрессией, и рисунками клинически здоровых лиц. Рисунки этих двух групп испытуемых отличались наличием тех или иных деталей, общей организацией пространства изображения, цветовыми характеристиками и особенностями изображения самой человеческой фигуры. Эти различия довольно легко заметить и сделать предметом статистического анализа. По мере того как мы получаем все новые рисунки, нам удается сформировать новые группы изображений, характеризующихся сходными формальными признаками. Так, например, некоторое сходство с рисунками больных эндогенной депрессией имели рисунки больных с депрессивным синдромом, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. В то же время их рисунки отличались от рисунков больных эндогенной депрессией менее четкими контурами и еще менее выразительным изображением человеческой фигуры, а также схемой нарисованного дерева. Рисунки больных с депрессивным синдромом, страдающих соматическими заболеваниями, напоминали рисунки больных с органическими психическими заболеваниями, такими, например, как болезнь Альцгеймера. Имея большое количество рисунков, выполненных другими пациентами, нам, по-видимому, удастся определить, каким образом хроническое соматическое заболевание и деменция отражаются на особенностях рисунков. Наш основной вывод заключается в том, что если мы видим определенные различия между теми или иными категориями рисунков, нам следует проверить это наблюдение, в частности определить, достоверны ли эти различия. Если будет установлено, что результаты других исследований совпадают с нашими и все они статистически достоверны, тогда можно говорить об определенных дифференциально-диагностических признаках. Лишь в этом случае будет соблюден принцип объективности - кардинальный принцип науки. Поскольку все рисунки Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям________________________18 в нашем исследовании были получены с использованием одной и той же стандартной процедуры, можно заключить, что наблюдаемые формальные различия действительно характеризуют ту или иную группу пациентов. При этом мы никоим образом не затрагиваем символического содержания образов. Мы лишь оцениваем внешние признаки изображения, абстрагируясь от объяснений, даваемых изображению его автором. Мы надеемся сформировать некую модель арт-терапевтического исследования и показать, как, используя подобное исследование, можно верифицировать те или иные клинические особенности. Нами разработан иллюстрированный протокол, включающий определенные оценочные критерии, а также метод регистрации двух типов переменных - общих Формальных признаков изображения, с одной стороны (таких как трудоемкость работы, пространственные особенности изображения, преобладание тех или иных цветов и степень интегрированности композиции в целом), и его содержательных особенностей, с другой стороны (например, какой цвет использовался для изображения дерева или человека, что изображенный человек делает, то есть стоит ли он или сидит и т. д.). Наш метод, таким образом, основан на анализе изображений, характерных для разных групп. Мы надеемся испольвовать это метод для анализа данных других исследований. Чарльза Лайеля (17971875) считают отцом геологии, поскольку он сформулировал принцип, согласно которому более глубоко лежащие слои земной коры имеют более древний возраст. Сейчас эта идея представляется банальной, однако во времена Лайеля она была революционной. Исходя из этой идеи, в дальнейшем были сформулированы определенные принципы археологических исследований. Сохраняя предмет изображения неизменным, мы можем проверить, существуют ли различия между отдельными группами пациентов, комплектуемыми по признакам диагноза, возраста или культуры. Саrтеllо и мне уже удалось получить важные результаты, касающиеся различий между группами пациентов с разными заболеваниями. В то же время, мы не могли не заметить того, что среди множества рисунков нет даже двух оди- Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 19 наковых. Каждый день мы получаем новые рисунки с новыми особенностями изображений. Наше исследование, таким образом, сулит новые сюрпризы. Интересно обратиться к культуральному определению изобразительного искусства. Когда кто-то заявляет, что он может судить о чем-то, наблюдая то или иное изображение, он фактически сравнивает новый изобразительный материал с ожидаемыми, хотя и редко формулируемыми культурными дефинициями. Эти дефиниции довольно пластичны и позволяют воспринимать новый изобразительный материал, однако всякий материал, выходящий за рамки культурных норм, воспринимается с большим трудом. Обычно мы обращаем внимание на явные, а не скрытые особенности экспрессии. Явные особенности являются такими формами вербальной экспрессии и поведения, которые носят произвольный характер. Скрытые же особенности являются не вербальными и непроизвольными компонентами вербальной экспрессии и поведения. Поскольку на последние обращают мало внимания, мы иногда выдаем себя и предоставлям другим важную информацию о себе. Когда пациентов, не имеющих художественного опыта, просят что-либо нарисовать, они обращают прежде всего внимание на то, что они рисуют, не думая о том, как они это делают. Они не осознают стилевых и технических особенностей изображения, поскольку, в отличие от художников-профессионалов, не имеют о них практически никакого представления. Они, например, не придают значения тому, какое место занимает изображение, или тому, закрашено ли все пространство рисунка или он состоит лишь из линий. И это создает большие возможности для арт-терапевтических исследований.
|