Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция теории, практики и научных исследований






С чем связано лечебное воздействие арт-терапии? Очевидно, что в приведенных примерах арт-терапевт и ребенок пережива­ют определенные изменения. Анализируя арт-терапевтический процесс, Энн не может понять, с чем связаны эти изменения. Для многих арт-терапевтов их опыт психотерапевтической работы по-прежнему нередко представляется непонятным и загадоч­ным. Некоторые из них считают бессмысленными исследова­ния процесса изменений в ходе арт-терапии, полагая, что ху­дожественное творчество и отношения пациента и специалиста сами по себе оказывают на человека исцеляющее воздействие. Другие специалисты пытаются разобраться в механизмах психо­терапевтического возздействия арт-терапии, используя теории, разработанные в таких дисциплинах и областях деятельности, как история искусств и художественная практика, психология или психоанализ. При всем этом имеется явный дефицит си­стемных исследований тех моментов арт-терапевтического процесса, которые связаны с реальными изменениями в состо­янии и взаимоотношениях пациента и арт-терапевта. Именно такие исследования могли бы помочь нам приблизиться к пони­манию загадочных механизмов лечебного воздействия арт-тера­пии. Я полагаю, что существует острая необходимость в том, чтобы, используя системные наблюдения за реальным арт-те­рапевтическим процессом, понять, что составляет суть психо­терапевтического воздействия в арт-терапии. Поэтому я со­гласна с теми исследователями, которые полагают, что мы не должны торопиться, стремясь использовать те или иные теоре­тические построения для объяснения механизмов психотера­певтического воздействия. Вместо этого мы должны вниматель­но наблюдать за реальным психотерапевтическим процессом для того, чтобы понять, что именно происходит в ходе психо­терапии и как. (Greeпberg, 1994, р. 115). Включение исследо­вателя (наблюдателя) в психотерапевтическое «пространство» может знаменовать собой важный шаг на пути изучения арт­терапевтического процесса и дальнейшего создания арт-тера-


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 35

певтической теории... Детальное описание того, что в действи­тельности происходит в ходе арт-терапии, само по себе может представлять собой заметный прогресс. Одним из наиболее серьезных препятствий на пути развития нашей дисциплины является то, что мы все еще редко обращаем внимание на то, что происходит в реальной психотерапевтической ситуации... Все, что так или иначе может сблизить теорию и практику психотерапии, может явиться весомым вкладом в развитие этой сферы деятельности (Safran, & Митn, 1994, р. 225).

В прошлом необходимость в наблюдениях за изменениями в ходе арт-терапевтического процесса, как правило, игнориро­валась. При этом для его описания автоматически применялись определенные теоретические представления. Между наблюде­ниями за реальным арт-терапевтическим процессом и его тео­ретическим обоснованием существует диалектическая связь. Подобные наблюдения определяют характер интерпретаций, которые во многом обусловлены личным и профессиональным опытом специалиста, а также теми теоретическими представле­ниями, которых он придерживается. Для исследователя очень важно опираться на личный и профессиональный опыт, а так­же теорию для того, чтобы анализ наблюдаемых им феноменов протекал наиболее успешно. В то же время он должен сохра­нять высокую степень восприимчивости к тому, что происхо­дит в ходе сессий между психотерапевтом и пациентом, а так­же к их опыту.

Диалектика взаимосвязи между теоретическим обоснова­нием арт-терапевтической практики и наблюдением за ней имеет определенные аналогии на клиническом уровне. Трудно представить себе такого специалиста, который, воспринимая пациента, не пытался бы при этом построить определенную клиническую гипотезу. Однако, пытаясь объяснить наблюда­емые им феномены с точки зрения личного профессионально­го опыта и определенной системы теоретических представле­ний, он должен быть открыт для новых вопросов и не упускать из виду того, что он не может объяснить в рамках существующей теории. Подход, ориентированный на изучение новых явле­ний, можно рассматривать как такой процесс, который начи­нается с наблюдений, ведущих к построению определенных


Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 36

моделей, подлежащих проверке с помощью дальнейших наблю­дений (НШ, 1990, 1994, Greeпberg & Newтeп, 1996; Rhodes & Greeпberg, 1994). Открытость такого подхода для всего нового может рассматриваться как важнейший элемент разработки и проведения научных исследований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал