Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системный анализ: система кодирования информации об арт-терапевтическом процессе
Два коротких эпизода арт-терапевтических сессий, представленные в начале статьи, являются частью тех наблюдений, которые мне удалось сделать, присутствуя на двадцати сессиях в ходе работы арт-терапевта с чернокожей девочкой. Кроме участия в арт-терапевтических сессиях в качестве наблюдателя, мне удалось также по окончании одиннадцати интенсивных сессий получить от арт-терапевта ответы на вопросы, касающиеся долгосрочной работы с детьми с серьезными эмоциональными нарушениями. При анализе сессий и бесед с арттерапевтом мне удалось разбить текст разговоров на множество «смысловых единиц», «смысловыми единицами», называются такие фрагменты разговоров, в которых проявляются основные понятия, которыми оперируют участники сессий (F/y, 1991). Не существует каких-либо стандартов для определения продолжительности.смысловых единиц*,. В анализируемом мной случае «смысловые единицы» отражали последовательность интеракций между пациентом, арт-терапевтом и материалом/продуктом изобразительной деятельности. Последующий анализ основывался на сравнении и разделении последовательных интеракций, позволяющих идентифицировать их основные паттерны. Под изменениями в ходе арт-терапевтического процесса имелись в виду смена, модификация либо изменения направленности интеракций, ведущие к качественным изменениям повторяющихся паттернов и тем во взаимодействии участников арт-терапевтического процесса. В ходе анализа полученных наблюдений я стремилась сохранить баланс между двумя его аспектами: (1) ощущениями и переживаниями, характерными для арт-терапевтаа, ребенка и меня самой, а также (2) системным анализом паттернов взаимодействия. 1. Я пыталась выяснить характер ощущений и переживаний арт-терапевта и ребенка в ходе сессий и отследитъ мои собственные интуитивные реакции на их действия. Второй из приведенных выше эпизодов может рассматриваться в каче- Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 40 стве важного поворотного момента в ходе моих наблюдений. В ходе этой сессии мои ощущения и чувства, связанные с совместной работой пациентки и арт-терапевта, совпадали с их собственными ощущениями и чувствами, связанными с качественными изменениями в характере интеракций, что знаменовало собой кульминацию арт-терапевтического процесса. 2. В попытке прояснить загадочную природу позитивных изменений в ходе арт-терапевтического процесса я использовала системный анализ. Для этого я разработала систему кодирования (СоЛеу & Atkiпsoп, 1996), которая позволила бы организовать полученные наблюдения. Данная система кодирования отражает диалектику взаимосвязи между наблюдением и тееретизированием. Мой клинический опыт и мой интерес к психоаналитическим определениям и той роли, которую играет символообразование в ходе индивидуального развития и в психотерапии, значительно повлияли на мое восприятие арт-терапевтического процесса. В то же время разработанная мной система кодирования была продиктована необходимостью лучшего понимания арт-терапии, связанного с новой и незнакомой для меня позицией стороннего наблюдателя за ходом арт-терапевтического процесса. Я попыталась использовать такой способ описаний, который позволил бы отразить взаимодействие клиента и арт-терапевта с изобразительным материалом (продуктом и друг с другом). Используемая мной система кодирования информации явилась результатом длительного процесса наблюдений. Она позволяет описывать наблюдаемые феномены по пяти основным осям. В данной статье будут использованы лишь две такие оси. Ось 1 – «Фокус интеракции»: · Изобразительный материал/продукт; · Психотерапевтические отношения; · Я; ·Внешняя среда; • Наблюдатель. Ось II – «Способы взаимодействия в арт-терапевтическом процессе»: • «Выплескивание» чувств и их отреагирование в поведении; Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 41 • Символообразование (создание формы), внесение в форму определенного содержания; · Наблюдение и рефлексия; • Новые формы поведения и образы. Ось III – «Структура процессов в ходе сессий» Ось IV – «Тематическая организация сессий». Ось V – «Изобразительный процесс и продукт» Проводя описание хода сессий по первой оси, я стремилась оценить основной фокус интеракций между пациентом, арттерапевтом и изобразительным материалом/продуктом. Уникальной особенностью арт-терапии является то, что взаимодействие и игра, протекающие между пациентом и арт-терапевтом, осуществляются не только напрямую, но и посредством изобразительного материала/продукта. В арт-терапевтической теории и практике эти дополнительные возможности для интеракции используются и анализируются по-разному и подчас весьма противоречивым образом (Ктатет, 1971; Nauтburg, 1950; Robbiпs, 1980; Schaverieп, 1992). Поэтому системные исследования процесса интеракций в ходе долгосрочной арттерапии будут чрезвычайно полезными для дальнейшего развития ее теории и практики. При оценке арт-терапевтического процесса по второй оси я анализирую характерные для пациента и арт-терапевта способы взаимодействия. Разные способы взаимодействия указывают на переход от непосредственного отреагирования переживаний в поведении, реализуемого в форме импульсивных реакций, к таким способам взаимодействия, которые характеризуются большей внутрипсихической дистанцией и опорой на механизмы символообразования. Самонаблюдение и инсайт позволяют сформировать новые творческие идеи и освоить новые формы поведения. Хотя в современной литературе по арттерапии можно встретить обсуждение этих способов поведения в ходе арт-терапевтического процесса, оно касается исключительно поведения и изобразительной деятельности пациента (Ктатет, 1971; Lusebriпk, 1990; Wilsoп, 1987). В своих исследованиях я пытаюсь взглянуть на эту проблему шире и изучить поведение не только пациента, но и caмого арт-терапевта, чтобы понять их влияние друг на друга, а также Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 42 продуктивные и непродуктивные формы взаимодействия между ними.
|