Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диаграмма 4






 

 

Смысловые единицы

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

Сессии

 

Рис. 1.8. Способы деятельности ребенка

 

лиз поведения арт-терапевта подтверждал то, что она о себе рассказывала. Она стремилась следовать за инициативами де­вочки, за исключением тех моментов, когда та пыталась отреа­гировать свои переживания в деструктивном манипулировании с материалами. Она также помогала девочке лучше структу­рировать художественный образ. Арт-терапевт дала мне понять, что рассматривает свою работу как состоящую из двух основных этапов; она подчеркнула важность ориентированного на реаль­ность и достижение цели аспекта изобразительной работы и ука­зала на то, что организация поведения девочки и ее изобра­зительной работы способствуют структурированию ее пси­хического опыта. В процессе изобразительной работы она могла определенным образом регулировать, сохранять и трансформи­ровать этот опыт. Кроме того, арт-терапевт полагала, что изоб­разительная деятельность позволяла девочке сохранить ту ди­станцию от своих переживаний, которая служила для нее сред­ством защиты и разрешения внутрипсихических конфликтов. Помимо фокусировки на изобразительной деятельности арт­терапевт также считала необходимым свое участие в иных со­вместных действиях и ролевой игре с девочкой. Она считала,


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 49

что для этой девочки очень важно сохранить контроль над изобразительными материалами и арт-терапевтом, поскольку в реальной жизни она не могла сколько-нибудь ощутимо вли­ять на то, что с ней происходит. Играя с девочкой, арт-терапевт могла включиться в мир ребенка.

На втором этапе арт-терапевтического процесса, после того как арт-терапевту удалось укрепить «Я» девочки и механизмы ее психологической защиты, арт-терапевт перешла к более углубленному исследованию ее чувств и фантазий, а также тех связей, которые существуют между ее изобразительной про­дукцией и событиями ее жизни. Она была убеждена в том, что прежде, чем использовать в работе с Шейлой какие-либо интер­венции, направленные на исследование и коррекцию ее чувств, необходимо добиться стабилизации ее поведения. После по­воротного момента в ходе арт-терапии я могла видеть то, что арт-терапевт стала действительно менее активно участвовать в изобразительной работе и играх вместе с девочкой. При этом она стала чаще делать попытки прояснить смысл игры и изобразительной деятельности ребенка, задавая ей больше вопросов, либо занимала рецептивную, наблюдательную позицию. Подобные изменения в поведении и роли арт-терапевта совпа­дали с изменениями в состоянии девочки, в частности с разви­тием у нее способности к психологической автономности, символической коммуникации и саморефлексии.

Заключение

Я убеждена в том, что исследования, основанные на наблю­дениях за эпизодами реальных изменений в ходе арт-терапевтических сессий, могут способствовать формированию рабочих концепций, позволяющих объяснить положительные эф­фекты лечения и повысить качество практической работы, -терапевтического образования и супервизорской практики. Приведенный пример подчеркивает тот факт, что терапевти­ческий потенциал арт-терапии связан с «обучением языку визуаль­ного искусства» и символической коммуникации. Сделанн­ые мной наблюдения показывают, как несколько взаимосвя­занных процессов активизируются и достигают своего апогея, совпадающего с моментом психотерапевтических изменений.
Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 50

В то же время в ходе долгосрочной арт-терапии можно вы­явить несколько фаз наиболее отчетливых изменений. Хотя на основе сделанных мной наблюдений вряд ли правомерно формулировать далеко идущие выводы, некоторые из них мо­гут быть экстраполированы на другие аналогичные случаи.

Первоначально отреагирование девочкой своих пережива­ний в процессе работы с материалами и взаимодействиями с арт­терапевтом отражают ее базисную потребность вневербальной передаче своего психического опыта. Арт-терапевты нередко рассматривают подобную деятельность в качестве «предпо­сыли» изобразительноготворчестваa (Kramer, 1971). Пытаясь теоретически обосновать механизмы арт-терапии, они обраща­ют явно недостаточное внимание на изучение того, что имен­но происходит на начальных этапах лечения. Проведенные мной исследования убеждают меня в значимости экспрессив­ных акций, связанных с работой с изобразительными материа­лами, что позволяет ребенку выражать свои потребности и внут­рипсихические конфликты задолго до того, как в его изобра­зительной продукции появляются образы и символы. Поэтому арт-терапевт должен помочь ребенку удовлетворить свои по­требности в не вербальной экспрессии, участвуя в его играх, изобразительной работе и иных видах деятельности. Взаимо­отношения с арт-терапевтом и изобразительная деятельность помогают регулировать интенсивность переживания ребенком травматичного опыта. На значимость совместной деятельнос­ти и игр с детьми, перенесшими психические травмы, указы­вают и многие игровые психотерапевты и иные специалисты, занимающиеся детской психотерапией (Slade, 1994; Drncker, 1979). Изобразительная деятельность предполагает самореф­лексию и символизацию переживаний, что ведет к формиро­ванию большей психической автономности и самодостаточно­сти. Однако, до того как они будут сформированы, попытки побудить ребенка к исследованию своего травматичноro опы­та через изобразительную деятельность могут воспринимать­ся им как стремление арт-терапевта дистанцироваться от него и вызвать ощущение тревоги и покинутости. Это требует от арт-терапевта чувствительности к экспрессивным потребнос­тям пациентов, а также гибкости и способности к различным формам взаимодействия с ребенком.

 


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 51

 

Интерпретациям арт-терапевта принадлежит вторичная роль. В описанном случае большинство интервенций арт-тера­певта были направлены на создание формы и ее структуриро­вание, а не на исследование содержания переживаний ребен­ка. Действительно, организация и интеграция изобразительно­го процесса представляется чрезвычайно важной, поскольку предоставляет ребенку новые возможности для отреагирова­ния и рефлексии своего опыта. Художественная форма созда­ет надежные границы, в пределах которых этот опыт может найти свое воплощение и сохраняться определенное время. Мои исследования убеждают меня в том, что арт-терапевты действительно «работают посредством изобразительной дея­тельности». Вербальной же коммуникации принадлежит вто­ричная роль. В приведенном случае девочка начала рассказы­вать о себе совершенно спонтанно, после того как ей удалось выразить свои переживания в символической форме. При этом можно было видеть, что она использует разные формы симво­лической экспрессии, взаимно дополняющие друг друга.

Хотя изобразительная деятельность являлась основным видом деятельности в ходе всех арт-терапевтических сессий, наиболее динамичными и продуктивными были те из них, в ходе которых ребенок был вовлечен во взаимодействие с арт­терапевтом и своим «Я». В эти моменты интернализированные образы «Я» и внешних объектов могли найти внешнее вопло­щение и стать зримыми, а также быть дистанцированы и подвергнуты ревизии. Вместо того чтобы фокусировать внимание лишь на изобразительной деятельности пациента, арт-тера­певтам необходимо активизировать изучение процесса худо­жественного творчества в тесной связи с взаимоотношениями пациента со специалистом и самим собой.

Литература

Atkinsoп, Р. 1992. Understanding Ethnographic Texts. Newbury Park: Sage.

ВaII, В. 1998. 1, У ou and the Art: The Interactive Space in Art Therapy With Children. Ann Arbor, MI: UMI Dissertation Services.

Bogdaп, R. С. & Bikleп, S. К. 1982/1992. Qualitative Research for Education (2nd ed.). Boston, МА: AIIyn and Васоn/

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал