Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обсуждение: что изменяется и почему?
В ходе наблюдений двадцати арт-терапевтических сессий я заметила изменения (1) в фокусе интеракции, (2) в способах взаимодействия ребенка и арт-терапевта и (3) в характере их восприятия самих себя и другого. Различные процессы изменений активизировались в разные моменты арт-терапевтического процесс а и, переплетаясь друг с другом, вели к положительным результатам. Для того чтобы подчеркнуть некоторые тенденции, отмечаемые вы ходе долгосрочной психотерапевтической работы, я использовала метод графической репрезентации наблюдений. Графическая репрезентация включает обозначение «смысловых единиц» каждой сессии, что позволяет увидеть наиболее характерные особенности арт-терапевтического процесса. На диаграмме 1 (рис. 1.3) показаны изменения в фокусе интеракций На протяжении 18 сессий, которые были мной проанализированы, арт-терапевт и ребенок фокусировались в основном на работе с художественным материалом и создании изобразительной продукции. Как только девочка очутилась в арт-терапевтическом кабинете, она сосредоточила свое внимание на художественных материалах и занялась изобразительной деятельностью, используя ее как средство игрового отреагирования своих потребностей и внутрипсихических конфликтов. Арт-терапевт охарактеризовала свой подход к работе как связанный с «психотерапией через изобразительное творчество». Она хотела, чтобы ребенок «фокусировался на процессе художественного творчества». Действительно, Шейла ни разу не уходила после сессии, не создав какого-либо произведения. Изобразительное творчество, таким образом, рассматривалось как основная цель арт-терапевтических сессий. В то же время качество и роль изобразительного творчества в ходе арт-терапии значительно варьировали. В начале моих наблюдений (наблюдения № 3 и № 4) я отметила также усиление фокусировки ребенка и арт-терапевта на их взаимоот- Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 43
Диаграмма 1
Смысловые единицы
Сессии
Рис. 1.3. Фокус взаимодействия арт-терапевта и ребенка
ношениях. При этом было видно, что ребенок пытается отреагировать свой травматичный опыт то в работе с художественным материалом, то во взаимоотношениях с арт-терапевтом. На этой стадии работы последняя оказывалась нередко вовлеченной в изобразительную деятельность вместе с ребенком, помогая девочке структурировать и сам образ, и ее переживания. В ходе некоторых сессий девочка также пыталась вовлечь арттерапевта в иные совместные действия или ролевую игру; при этом арт-терапевт становилась соучастницей детских занятий. Первый из приведенных мною эпизодов может являться примером подобной интеракции. Таким образом, изобразительная деятельность и совместная игра ребенка и арт-терапевта были связаны с их фокусировкой на процессе художественного творчества (я - изобразительный материал/продукт) и их взаимоотношениях (я - ты), благодаря чему ребенку удавалось отреагировать травматичный для себя опыт. Нередко перемещение основного фокуса внимания ребенка и арт-терапевта с их вза- Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 44 имоотношений на изобразительный процесс служило дистантированию от болезненных переживаний и их лучшему контролю. Все эти сессии отличались значительной динамикой и активностью ребенка и арт-терапевта. Данному ряду сессий предшествовали и за ними следовали несколько сессий, в ходе которых внимание ребенка и арт-терапевта фокусировались исключительно на изобразительной деятельности без какоголибо внимания к своим взаимоотношениям и самим себе. Эти сессии (наблюдения № 1, 2, 5, 6, 7, 11 и 12) характеризовались вниманиемем к формальным сторонам изобразительной деятельности, что служило решению ряда задач, таких как: (а) дистанцирование от сильных переживаний и тревоги, связанных с присутствием на сессиях исследователя/наблюдателя и отражающих также актуализацию травматического материала, (б) успокоение ребенка и арт-терапевта, достигаемое за счет ритмичных манипуляций с изобразительными материалами и пения; (в) экспериментирование с изобразительными материалами и освоение навыков обращения с ними. Фокусировка на формальных сторонах изобразительной деятельности (я - изобразительный материал/продукт) служила фреймингу и структурированию арт-терапевтического процесса. Связь между созданием изобразительной формы и осознанием ее личностного смысла представляется особенно интересной (диаграмма 2, рис. 1.4). Оба этих процесса протекают синхронно в той мере, в какой изобразительная деятельность служит созданию символических образов, отражающих личностные смыслы их автора. Три сессии (наблюдения № 8, 14 и 15) с этой точки зрения заслуживают пристального внимания. В ходе этих сессий Шейла создала два портрета. Создание одного из них (рис. 1.5, наблюдение № 8) предшествовало поворотному моменту в арт-терапевтическом процессе, а создание другого (рис. 1.6, наблюдение № 15) - непосредственно за ним следовало. Впервые на этих сессиях девочка создала целое изображение человеческой фигуры и была полностью поглощена процессом рисования. При этом изобразительная деятельность служила интеграции художественной формы и чувств ребенка. Она указывала на то, что Шейла начинает воспринимать Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 45
Диаграмма 2
Смысловые единицы
Сессия
Рис. 1.4. Фокусировка ребенка на форме и содержании изобрази- тельной продукции
себя в качестве целостного существа, способного идентифицировать, сохранять и выражать свой психический опыт. Она словно впервые взглянула на себя, историю своей жизни и попыталась посмотреть в будущее. По ее собственным словам, она стала «реальным человеком». Создание ею выразительною художественного образа произошло после того, как ей удалось отреагировать свои травматичные переживания в поведении взаимоотношениях с арт-терапевтом, а также по окончании того этапа, когда в своей работе девочка уделяла основное внимание формальным сторонам изображения. Скорее всего, эти оба процесса, выступающие в качестве медиаторов изобразительной деятельности, позволили ребенку воплотить свои переживания в художественных образах. Фокусировка на изобразительном процессе (я - изобразительный материал/продукт) здесь служила символообразованию. Поворотным моментом в ходе арт-терапевтического процесса (второй эпизод, наблюдение № 10) явился тот его этап, когда действие всех вышеназванных факторов оказалось синхронизированным. Ребенок ощущал надежность своих взаи- Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 46
Рис. 1.5. Шейла. «Девочка, Рис. 1.6. Шейла.»Портрет» зовущая маму
моотношений с арт-терапевтом и безусловную поддержку с ее стороны. Изобразительный образ при этом удерживал ее травматичные переживания. Символообразование же помогло отразить эти переживания и трансформировать их в положительный объект - одеяло. Кроме того, данный процесс позволил девочке дистанцироваться от своих прошлых и переживаний и проанализировать их, что хорошо проявилось В одном из ее спонтанных высказываний: «Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что вы мне показали, как это делать». Успешное выражение девочкой своих переживаний в символической форме указывало но формирование у нее способности к саморефлексии (я - я) (диаграмма 3, рис. 1.7) и предшествовало дальнейшему развитию способности к ана-лизу своих художественных работ, чувств и взаимоотношений с apt-терапевтом. С этого момента девочка стала чаще рассказывать арт-терапевту о различных эпизодах своей жизни, с которыми связаны разные роли и стороны ее личного опыта, отражающие представления о заботливой бабушке и плачущей кукле. Девочка описала в словах свои чувства и попыталась успокоить себя посредством пения и шитья. На последующих Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 47 сессиях она вступила в диалог со своей работой, представлявшей ее саму, и в один из моментов посмотрела на себя в зеркало. Фокусировка на себе самой и рефлексия, собственного опыта отражали создание внутрипсихической и межличностной дистанции. Благодаря созданию такой дистанции Шейла смогла использовать новые возможности и более обстоятельно проанализировать свои чувства и все, что с ней происходит. Она смогла осознать разрыв между своим прошлым опытом и новыми возможностями. Осознание этого разрыва позволило ей сформировать новый, более точный образ самой себя и арттерапевта (рис. 1.5 и рис. 1.6). О развитии у нее способности к наблюдению и усвоению нового опыта свидетельствует и изменение ее поведения в иных ситуациях, в частности в школе. Формы взаимодействия арт-терапевта (диаграмма 4, рис. 1.8) были в определенной степени связаны с формами взаимодействия ребенка. Арт-терапевт охарактеризовала свой подход как, недирективный и подчеркнула, насколько важным в ее отношениях с девочкой является учет ее хрупких механизмов. Ана-
Смысловые единицы
Сессия
Рис.1.7. Фокусировка ребенка на форме и содержании изобрази- тельной продукции Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 48
|