Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
За» и «против» исследований, основанных на анализе образов
Остановимся прежде всего на том, что мы знаем лучше всего. Edith Кrаmеr часто заявляла, что некоторые лица (включая арт-терапевтов) смотрят на искусство «деревянными» глазами. На мой взгляд, это обстоятельство может быть причиной того, что большинство проективных рисуночных тестов оказались маловалидными. По-видимому, их разработчики слишком мало знали об особенностях изобразительного процесс а Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 27 и не могли соответствующим образом оценить результаты тестов. Если же человеку действительно близок язык изобразительного искусства - либо в силу врожденных способностей, либо благодаря полученному образованию - он может быть более подходящей фигурой для проведения исследований с использованием проективных рисуночных тестов. Мы можем «перевести» процессы художественного творчества на язык психологии. Напna Уаха Kwiatkowska в беседах со своими студентами часто подчеркивала, что они должны выступать в роли своеобразных «переводчиков», раскрывая особенности рисунков пациентов в общении с другими специалистами. В своей работе «Порядок вещей» французский философ М. Фокольт анализиpyeт культурно- исторические предпосылки, развития наук о человеке. Он показывает, каким образом происходило формирование гуманитарных воззрений на протяжении нескольких веков, и предсказывает, что эти воззрения могут однажды кануть в Лету. Он цитирует Борхеса, который обращается к анализу древней китайской классификации различных «странных» и «невозможных» живых организмов, включающей «ароматизированные» живые существа, «сирены», «фантастические» организмы и т. д. Фокольт при этом указывает, что «экзотическое очарование» иной системы взглядов выявляет ограниченность нашей собственной позиции, не допускающей даже вероятность того или иного явления. Одна из основных его мыслей заключается в том, что до тех пор, пока мы не столкнемся с иной системой взглядов, мы не способны осмыслить явления таким образом, который отличен от стереотипов времени и общества, в котором мы живем. Хотя я и не в полной мере разделяю этой мысли, но думаю, что Фокольт в чем-то прав. Если арт-терапевты имеют свою собственную систему взглядов на изобразительное творчество и на то, что в нем имеет наибольшую клиническую значимость, именно им следует задавать тон в проведении исследований, связанных с изобразительным творчеством. Мы можем успешнее других проводить исследования, связанные с анализом художественных образов, ибо именно мы способны мыслить образами. Именно мы можем различать те переменные, которые способен распознать лишь глаз художника, объединяя
Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 28 отдельные элементы в целостное изображение. Мы можем абстрагироваться от всей той ненужной информации, которой отягощены, например, исследования, связанные с изображением фигуры человека. Многие из этих исследований были попросту лишены глубоко психологического, художественного взгляда на вещи. Исследования, основанные на анализе образов, должны дать нам определенные «ключи» для использования лечебных подходов. Например, если мы представляем себе, каковы особенности изобразительной продукции клинически здоровых лиц, мы по-видимому можем, используя те или иные приемы, способствовать приближению состояния пациентов к состоянию здоровых лиц. Если метод, используемый Б. Эдвардс (Edwards, 1979), позволяет человеку развить свои экспрессивные возможности, становится осуществимой и целенаправленная разработка коррекционных подходов. Сосредоточиваясь на исследованиях, связанных с анализом образов, мы можем подвергнуть проверке наши методы и представления. Это означает, например, то, что мы должны продолжить описательную работу Ловенфельд, благодаря которой, путем анализа сотен изображений, в наш обиход вошли такие понятия, как «базисная линия» и «рентгеновский рисунок». Таким образом, мы можем перейти от описания отдельных клинических наблюдений к более научному подходу. Говоря о сходной проблеме в области антропологии, Бенфер, например, пишет, что «... нелегко проводить этнографические исследования, пользуясь лишь обыденным языком повседневной жизни. Язык и методы науки предполагают получение воспроизводимых результатов и применение процедур их верификации. Они были созданы для того, чтобы решить проблемы, связанные с использованием повседневного языка, который так любят художники и постмодернисты» (Beпfer, 1996, р. 76). Нам следует учесть как достоинства, так и недостатки, связанные с исследованиями, основанными на анализе образов. Лично я не стала бы увлекаться поисками смыслов, заключенных в символических образах. Хотя я отнюдь не считаю, что символизм не имеет значения, многое уже было сделано историками, антропологами и представителями других гуманитарных наук. До тех пор пока Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 29
мы не займемся обсуждением и проверкой их идей, применяя методы, используемые в арт-терапевтических исследованиях, место «первой скрипки» останется за ними. Обращая преимущественное внимание на особенности образов, а не на авторские ассоциации, мы в то же время можем пропустить нечто чрезвычайно важное для клиента. При написании этой статьи я то и дело мысленно возвращалась к своей работе со студий- ной группой и к вопросу о том, каким образом я могу использовать свои исследовательские возможности для прояснения того, что связано с понятиям и арт-терапии и арт-психотерапии. Поскольку я обозначаю данную группу как «художественнолечебную», я имею возможность определить, что в ней больше всею нравится или не нравится ее участникам. Многие из моих коллег спрашивают участников подобных групп, что им представляется наиболее полезным в приобретенном опыте. Готовы ли мы, получая такую информацию от клиентов, изменить. формы своей работы? Заключение В начале этой статьи я выразила мнение, что исследования, основанные на анализе образов, с одной стороны, и исследования, основанные на вербальных подходах, с другой стороны (с применением как количественных, так и качественных критериев) дополняют друг друга. Я также показала, какие вербальные приемы могут использоваться при исследовании образов. Я убеждена в том, что нам не следует ограничивать себя какой-либо одной моделью исследований и склонна допускать использование различных взаимодополняющих стратегий. Именно нам - арт-терапевтам - следует возглавить исследования, связанные с анализом образов. Ульман в свое время заявила, что.если мы действительно верим в возможности невербальной коммуникации, нам не следует ощущать себя гражданами второго сорта, когда мы вступаем во взаимодействие с пациентами посредством их художественного творчества, а не слов. (иlтan, 1975, р. 32). Я бы добавила, что если мы действительно ценим художественное творчество своих клиентов, нам следу- Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 30 ет сделать его главным предметом исследований и не чувствовать себя приэтом в роли исследователей второго сорта. Литература Beпfer, R. 1996, April. Science and Antiscience in Antropology. Апtropology Newsletter. № 37, 76 & 74.
Edwards, В. 1979. Drawing оп the Right Side of the Brain. Los Аgeles: Tarcher.
Faucau/t, М. 1973. The Order of Things: Ап Archeology of the Ниmаn Science. New Уork: Random House.
Gantt, L. 1998. А Discussion of Art Thetapy as а Science. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. № 15. Р.3-12.
Goffтaп, Е. 1969. Strategic Interaction. Philadelphia, РА: University of Pensilvania Press.
Herтaп, J., Репу,. & vaп der Ko/k, В. 1989. Childhood Тгаumа in Borderline Personality Disorder. American Journal of Psychiatry. Р. 146, 490-495.
Juillard, К 1998. Outcomes Research in Health Саге: lmplications for Art Therapy. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. № 15. Р. 13-21.
Osgood, С., Мау, W. & Miroп, М. 1975. Cross-Cultural Universals of Affective Meaning Urbana, П: University of illinоis Press.
Osgood, С., Sici, G, & ТаппепЬаип, Р. 1957. The Measurement of Meaning. Urbana, П: Universityof illiоis Press.
Rosa/, М. 1998. Research Thoughts: Learning from the Literature and Experience. Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. № 15. Р. 47-50.
U/тaп, Е. 1975. Therapy is not Enough: The Contribution of Art to General Hospital Psychiatry. In Е. Ulman & Р. Dachinger (eds.) Art Therapy in Theory and Practice, New Уork: Schocken.
Williaтs, К, Agell, G.& Goodтaп, R. 1996. Art-Based Diagnosis: Fact ог Fantasy? American Journal of Art Therapy. М 3. Р. 9-31. Барбара Болл
|