Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качественные методы исследования в арт-терапии
Я полагаю, что качественные методы исследования могут быть особенно ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций значений. В ходе любой атр-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативiюго поведения, связанные изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматичес: ой импровизацией, сочинением историй и диалогов. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы. Вербальная и невербальная коммуникация при этом должна рассматриваться прежде всего с точки зрения ее уникальных функций в арт-терапевтическом процессе. Эту коммуникацию можно наблюдать лишь являясь участником сессий. Присутствие на сессии исследователя (на- Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 38 блюдателя) создает ряд возможностей и вместе с тем трудностей, которые необходимо тщательно учитывать (Ball, 1998; Ronnie, 1992; НЩ 1994). Исследователь/наблюдатель является участником психотерапевтического процесса и в то же время сохраняет дистанцию по отношению к тем интеракциям, которые протекают в ходе сессий. Кроме того, исследователь/наблюдатель может выступать и в качестве инструмента психотерапевтического процесса, поскольку он «пропускает» через себя все то, что наблюдает в ходе сессий. Именно наблюдение является основным средством для анализа этого процесса (Atkinson, 1992), а также для налаживания взаимодействия с его участниками и эмпатическоro сознания их действий и переживаний (Jordan, 1991). Наблюдатель имеет уникальную возможность сосредоточить свое внимание на том, насколько арт-терапевт и пациент вовлечены в творческий процесс и какое влияние они оказывают друг на друга. Наблюдатель может хорошо видеть взаимодействие между арт-терапевтом, пациентом и изобразительным материалом/продуктом (рис. 1.2). В своем исследовании я обращала основное внимание на (1) фокус взаимодействия участников арт-терапевтического процесса и на (2) способы интеракции пациента и арт-терапевта.
Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 39
|