Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Методология
Марсиа (Marcia, 1966) предложил исследовать более или менее выраженный уровень структурной организации идентичности с помощью полустандартизированных интервью по трем темам: идеология, профессиональный выбор и сексуальность. Идеология представляет собой систему личных отношений к религии и политике, сексуальность — совокупность половых ролей и установок в сексуальных отношениях[55]. В конце интервью респонденты разделяются по четырем “статусам” идентичности на основании двух критериев, выделенных для анализа содержания ответов: 1) наличие или отсутствие критического периода принятия решений в данной области, чтобы выделить содержательные элементы самоопределения Я, и наличие активного периода вопросов; 2) степень аффективного и когнитивного “вкладов” в функциональную организацию элементов в процессе ее консолидации. Четыре статуса идентичности таковы: 1. Реализованная идентичность. К этому статусу относятся респонденты, пережившие критический период, начавшие профессиональную подготовку и имеющие собственное мировоззрение. Они переходят к периоду активной постановки вопросов, серьезно оценивая свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Они уже пересмотрели свои детские убеждения и отошли от установок родителей. Они эмоционально включены в идеологические, профессиональные и сексуальные стороны жизни. 2. Мораторий. Индивид находится в критическом периоде и старается “проявить себя в идеях”[56]. Его вопросы к жизни широки и противоречивы. Здесь проявляется важное качество подростка — выражение активной конфронтации с различными социальными возможностями. Классические проблемы отрочества во многом состоят из тех компромиссов, к которым приходит человек, примиряя собственные желания, волю родителей и социальные требования. Кажется, что он в затруднении, жизненные проблемы представляются ему неразрешимыми. 3. Диффузия. Человек в состоянии диффузии может испытывать критический период, но может и не испытывать. Что его характеризует, так это малая озабоченность проблемой выбора и отсутствие каких-либо идеологических, профессиональных и половых моделей. Отличительной особенностью данной ситуации является отсутствие аффективного и когнитивного “вклада” в различные изучаемые зоны идентичности. 4. Предрешение. Человек еще не испытал кризис. Он не может определить период принятия решения, однако сосредоточен на своем будущем, на мировоззрении и своей половой роли. Он становится тем, кем хотят видеть его окружающие; опыт отрочества служит лишь подтверждением его инфантильных установок.
|