Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеальное Я подростка
Чтобы завершить обзор работ, посвященных разработке проблемы Я-представлений в отрочестве, надо упомянуть еще исследование Лютта (Lutte, 1971) идеального Я у европейских подростков. Речь идет о кросс-культурном исследовании в 7 странах Европы — Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Португалии и Испании — на выборке в 32 тыс. респондентов, мальчиков и девочек, в возрасте от 10 до 17 лет. Метод, который использовался, довольно прост: он состоял в том, что подростков просили написать сочинение исходя из следующей задачи: “Описать человека, на которого я хотел бы быть похожим, рассказать что-нибудь об этом человеке, его характере, работе, увлечениях...” Анализ содержания ответов позволил выделить серию категорий, отражающих тип и характеристики идеала: близок он (родители, учитель...) или далек (герой, известный актер...)? Какого он пола? Какова его профессия, возраст? Каковы его личностные характеристики? и т. д. Эти категории были подвергнуты различным процедурам дифференциального анализа, особенно в зависимости от пола, возраста и национальной принадлежности респондентов. Оказалось, что идеальное Я мальчиков более ориентировано на действие. Модели, которые они описывали, часто успешнее в жизни, они более зрелы и взрослы, чем модели девочек, чаще содержащие инфантильные характеристики и ориентированные на социальные отношения. Анализ развития идеального Я в отрочестве позволяет наблюдать постепенный отказ от “близких” образов (родителей, учителей) в пользу более “далеких”: “независимость — это то качество, которое особенно сильно увеличивается между 11 и 16 годами;... в целом развитие идеала может быть охарактеризовано как становление самодетерминации и личной ответственности” (ibid., p. 194, 195). Анализ культурных коррелятов национальности подростков не дал существенных результатов. Близость между различными измерениями Я-идеала взяла верх над различиями между изучаемыми национальностями. Хотя культурные факторы и вносили определенные отличия, их анализ оказался слишком сложным, ибо они касались различных и иногда противоречивых аспектов Я-идеала, настолько, что невозможно было определить, чем же конкретно отличаются, например, Я-идеал немецких подростков от Я-идеала юных французов. Исследование Лютта заканчивается качественным анализом результатов и различными попытками факторного анализа, позволяющими выдвинуть некоторые частные гипотезы о структуре идеального Я у подростков.
|