![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Марианна Фидлер, Дитер Шайдерайт, Хорсх Бааке, Клаус ШрайтерСтр 1 из 33Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к советскому изданию..…………………………. 5 Предисловие.......... ………………………………………….... 9 1. Характеристика и структура современного волейбола...... 11 2. Основные компоненты волейбола.………………………..... 15 2.1. Техника игры и индивидуальная тактика.....…....... 18 2.1.1. Подачи ……………………………………........... 22 2.1.2. Прием подачи....………………………………... 33 2.1.3. Верхняя передача.…………………………….... 37 2.1.4. Нападающие удары.…………………………..... 50 2.1.5. Блокирование ………………………………..... 59 2.1.6. Защита игровой площадки …………………….. 68 2.2. Командная тактика....………………………………….. 77 2.2.1. Сущность и значение.………………………….. — 2.2.2. Системы игры ……………………….………..... 80 2.2.3. Методы нападения и защиты …………………... 83 2.2.3.1. Комбинации в нападении …………………... — 2.2.3.2. Защитные построения …………………….... 96 2.2.4. Методические указания по ведению игры..... 108 2.2.5. Упражнения для обучения и отработки навыков коллективной тактики............. 114 2.3. Специальная физическая подготовка……………….. 117 2.4. Воспитание волевых качеств ………………………... 129 3. Тренировка......…………………………………………...... 134 3.1. Основные задачи тренировочного процесса..............---- 3.2. Ступени многолетней спортивной тренировки...... 135 3.3. Нагрузка и отдых.………………………………......... 139 3.4. Разминка.........……………………………………….. 160 3.5. Методика тренировки...……………………………... 163 3.6. Вспомогательное оборудование. ………………….. 176 3.7. Организационные формы тренировок. ……………... 182 3.8. Особенности тренировочных занятий с детьми и подростками.....……………………………….... 185 4. Учет показателей на тренировке и соревнованиях.............. 192 5. Тенденции и возможности дальнейшего развития игры......……………………………………………………....... 201 Литература........…………………………………………….. 212
Волейбол (перевод с немецкого) Авторский коллектив: Марианна Фидлер, Дитер Шайдерайт, Хорсх Бааке, Клаус Шрайтер Под общей редакцией Марианны Фидлер На первенстве мира 1970 г. в Болгарии волейболисты ГДР достигли триумфального успеха, впервые став чемпионами мира. Высокий уровень мастерства волейболистов из братской социалистической страны связан, по мнению специалистов, прежде всего с большим объемом тренировочной работы и скрупулезной отработкой каждого технического элемента. В книге «Волейбола, написанной коллективом авторов под общей редакцией Марианны Фидлер. доцента Института спортивных игр при Высшей школе физической культуры ГДР, широко освещается опыт развития волейбола в ГДР. Книга является популярным учебником, в котором сведены воедино основные компоненты современной игры в волейбол — техника, тактика, тренировка. Рассчитана на преподавателей физкультуры, тренеров в игроков различной квалификации.
ПРЕДИСЛОВИЕ К СОВЕТСКОМУ ИЗДАНИЮ Предлагаемая вниманию советских читателей книга написана коллективом тренеров и преподавателей Высшей школы физической культуры ГДР. Она представляется нам весьма интересным трудом по методике обучения и тренировки волейболистов. В последние годы на международной арене спортсменами ГДР были показаны высокие результаты в различных видах спорта, в том числе и по волейболу. Сборная мужская волейбольная команда ГДР в 1969 году завоевала Кубок мира, а на первенстве мира 1970 года немецким волейболистам были вручены золотые медали чемпионов. Для многих специалистов и любителей волейбола взлет волейболистов ГДР может показаться неожиданным, даже сенсационным. Действительно, еще 10—15 лет назад мало кто из специалистов всерьез интересовался немецким волейболом, успехи которого были более чем скромны. Тогда еще волейбольная школа ГДР, по существу, только зарождалась. Но она, эта школа, благодаря целенаправленным усилиям немецких тренеров вобрала в себя все лучшее, что накоплено мировым волейболом, и прежде всего волейболом СССР, Чехословакии, Румынии и других социалистических стран. Не случайно и при подготовке этого пособия авторский коллектив использовал обширную литературу по волейболу не только немецких, но и советских, чехословацких, румынских авторов. Волейбольные авторитеты, наблюдавшие за игрой немецкой команды на последнем чемпионате мира в Болгарии, единодушно отметили высокий класс современного немецкого волейбола. Огромная работоспособность, скрупулезная отработка каждого технического приема или тактического элемента, психологическая устойчивость, редкая сыгранность игроков — вот те основные компоненты, которые, взятые воедино, привели немецкий волейбол к триумфу в Болгарии. Авторы настоящего пособия неоднократно подчеркивают крайне важное значение взаимосвязи и в то же время равнозначности основных компонентов игры в волейбол. Советским специалистам будет чрезвычайно интересно познакомиться со взглядами тренеров ГДР, преломляемыми в практике работы с учетом национальных условий. Книга поможет еще раз оценить некоторые позиции сложившейся методики подготовки волейболистов и, возможно, натолкнет тренеров на более совершенные пути, повышающие эффективность обучения. Отличительным моментом в построении и содержании книги является то, что при описании отдельных технических приемов (подачи, прием подач, нападающие удары и т. д.) разбирается сначала значение того или иного приема игры и его техническое выполнение, а в дальнейшем раскрываются отдельно тактические вопросы. Надо заметить, что авторами введен интересный термин «при односторонней игре», что означает многократное повторение одними игроками определенного технического приема при содействии с противоположной стороны площадки других игроков, которые этот прием не выполняют, но имеют свое задание. В книге использованы любопытные данные анализа различных соревнований, в том числе и мировых чемпионатов, на основании которых даются рекомендации по применению технических приемов в игре в процентном отношении и даже способы их применения. Правда, говоря о том, что арсенал технических средств складывается из многообразия различных приемов и действий, авторы не останавливаются на этом подробно, что, однако, компенсируется обширным материалом по методике технического совершенствования и, в частности, разбором наиболее характерных ошибок в технике исполнения с конкретными указаниями по их исправлению. Авторы подчеркивают огромное значение овладения техническими приемами, выработки у игроков высокого технического мастерства как фундамента дальнейшего роста спортивных результатов. Особое внимание уделяется в книге методике подготовки связующих игроков, а также описанию действий при выполнении второй передачи из глубины площадки. Эти вопросы пока еще не получили достаточно полного освещения в нашей литературе. Очень подробно и обстоятельно раскрывается в книге специальная атлетическая подготовка. Обоснованно даны упражнения по развитию специальных физических качеств, специфичных для волейболистов, а также конкретные специальные упражнения, способствующие овладению техническими приемами как в нападении, так и в защите. В разделе «Воспитание волевых навыков» представлено весьма любопытное описание форм и методов волевой подготовки игроков и команды на тренировках и соревнованиях. Даны конкретные рекомендации, разработаны отдельные игровые упражнения, способствующие проявлению спортсменами волевых усилий. Знакомясь с методикой обучения различным техническим и тактическим приемам, читатель найдет много полезного для своей практической деятельности. Так, в главе «Тренировка», в разделе «Овладение основами игры», есть интересное указание, что игры на малой площадке (2: 2; 3: 3 игрока) должны составлять основные формы игры. И что официальные правила предусматривают для учащихся (до 12 лет) только состязание 3: 3 на площадке 4х6 м. В книге раскрываются важные вопросы объема и интенсивности нагрузок, даны понятие предельных нагрузок, их значение и метод применения для достижения необходимого уровня (пика) спортивной формы. Подробно излагается методика применения тренировочных микроциклов (недельных) на разных этапах подготовки. Пожалуй, впервые в учебном пособии показано значение и содержание разминки в тренировке и перед соревнованием (игрой) в методической последовательности. Одним из ценных разделов книги является глава «Учет показателей на тренировке и соревнованиях». Серьезность, с которой немецкие специалисты подходят к этому вопросу, рассматривая его как часть единого процесса, направленного на достижение высоких результатов, должна изменить отношение наших тренеров к учету спортивных показателей и способствовать поиску более эффективных и многообразных тестов контроля, применяемых в практике работы. Тесты позволяют тренеру получать конкретный объективный материал по технической, тактической, физической и психологической готовности игроков и команды, что дает большие возможности для корреляции, уточнения дальнейших индивидуальных и командных планов подготовки. С рядом положений, высказанных авторами, можно соглашаться или спорить. Читатель, знакомый с теорией и практикой советского волейбола, сумеет сам обнаружить имеющиеся противоречия. Вместе с тем мы не можем со своей стороны не остановиться на некоторых спорных положениях авторов. Так, в вопросе о том, кто должен быть организатором двойного блокирования, мнение авторов сводится к тому, что таким организатором должен быть крайний блокирующий, а не центральный. На наш взгляд, также спорным является утверждение о том, что при блокировании следует концентрировать внимание на мяче. Наши специалисты считают, что главным образом надо следить за действиями нападающего игрока, а мяч нужно видеть с помощью периферического зрения. Трудно, например, согласиться с тем, что при приеме подач надо всегда посылать мяч туда, куда перемещается пасующий игрок. Как известно, мяч при приеме часто отскакивает в разные стороны, так что легче приучать игроков направлять мяч в определенное место — в районе зоны 3, независимо откуда выходит связующий игрок. И, наконец, несколько слов о периодах подготовки. В тексте говорится, что подготовительный период начинается непосредственно после прошедшего этапа состязаний, с активного отдыха. В наших пособиях этот период называется переходным, а после него начинается подготовительный. Наше мнение также не совпадает с мнением немецких специалистов по вопросу о делении года на 5—б тренировочных этапов (в зависимости от соревнований) с таким же количеством подготовительных периодов. В нашей практике в основе периодизации используются два больших цикла подготовки со своими подготовительными периодами. Разумеется, дискуссионный характер отдельных положений и методических установок авторов ни в коем случае не снижает ценности книги. Богатый опыт наших друзей из ГДР — специалистов по волейболу заслуживает самого пристального внимания и изучения, Ю. Клещёв, заслуженный тренер СССР ПРЕДИСЛОВИЕ Широкие круги спортивной общественности уже давно испытывают большую потребность в учебнике по игре в волейбол. Преподаватели физкультуры, тренеры, руководители спортивных кружков, игроки, спортсмены-студенты, а также иностранцы, проходившие в ГДР курс специальной спортивной подготовки, не имели под рукой книги по данному вопросу. Учитывая создавшееся положение, авторы с удовольствием откликнулись на предложение издательства «Спорт» восполнить этот пробел в специальной литературе. При создании настоящего учебника авторы опирались на опыт волейболистов ГДР, мастерство которых за последние годы достигло значительного уровня, и стремились удовлетворить запросы широкого круга специалистов и любителей волейбола. Авторы сделали все возможное, чтобы сохранить прочность незримых, но крепких связей между спортивной элитой и начинающими игроками. Книга не только содержит комплекс специальных знаний, но и пробуждает спортивную инициативу, являясь руководством к действию. Этому в значительной мере способствовало тесное сотрудничество преподавательских кадров отделения волейбола Высшей школы физической культуры ГДР с федерацией волейбола ГДР. Основная часть книги посвящена вопросам техники, тактики и тренировки. Особое внимание уделено также оценке результатов в период тренировок и состязаний. Авторы не коснулись или почти не коснулись ряда важных проблем, например проблем из области психологии, вследствие ограниченного объема книги. Чтобы не повторяться при изложении отдельных компонентов игры, авторы пользовались системой ссылок; определенные ключевые положения, рассматриваемые в последующих главах под другим углом зрения, повторяются в полной формулировке в целях лучшего усвоения. Авторы заранее благодарят за критические замечания, а также дополнения и учтут их при повторном издании. Марианна Фидлер
|