![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды тренировочных упражнений для обучения и совершенствования двигательных навыков
Так же как и при описании блокирования, уместно сделать несколько предварительных замечаний по способам обучения защитным действиям. Защита поля в значительной степени отличается от приема подачи как в техническом, так и в тактическом аспектах. Освоение двигательных навыков при защите поля начинается с основательной отработки защитной позиции. Этому по возможности должна предшествовать специальная силовая подготовка. В начальной стадии обучения делается упор на частые повторения тренировок, небольших по продолжительности — не более 10—15 мин. на одну тренировку. Если защитные действия выполняются удовлетворительно, то можно переходить к отработке технических навыков падения. При этом целесообразно начать овладевать техникой падения вперед (вперед и в сторону), потому что новичок с помощью переката (падение в сторону) очень быстро привыкает «сидеть» в защитной позиции, т. е. переносит тяжесть тела на пятки. А это мешает в последующий момент контролировать более значительный участок. Беспрерывное отражение легких ударов и нацеленных ударов средней силы при плохом, т. е. вертикальном, положении туловища не дает возможности, даже у новичков, добиться повышения результативности, поэтому тренер должен притормаживать ход игры своих учеников. При этом он может дать указание перехватывать отбитый мяч или включить в игру несколько обязательных передач. Игрок защиты получает возможность больше сосредоточиться на своих действиях, а его партнер может в этом случае бить более сильно и разнообразно. Вслед за освоением техники игрок должен привыкнуть к тому, чтобы доставать любой мяч или по крайней мере коснуться его (играть в полную силу), затем удерживать мяч на своей половине поля и, наконец, передавать его своему партнеру. Этому помогают следующие упражнения: 1. Игрок защиты получает маркированную мелом или матами зону, которая соответствует его результативности. Каждый пробитый ему мяч внутри этой зоны расценивается как ошибка, если игрок не смог коснуться мяча. Партнер находится на соответствующем расстоянии (5—9 м), стоя на ящике или другом возвышении и используя при этом все виды удара по мячу. Целесообразно применять принцип соревнования. 2. В сочетании с атлетической подготовкой выполнять то же самое упражнение, но так, чтобы два или больше игроков, быстро сменяясь, по очереди били по мячу (обучение навыкам реакции и ловкости). 3. Игрок защищает заднюю зону по всей ее протяженности, отражая мячи, которые ему посылают тренер или партнер, быстро и поочередно направо или налево. Мячи посылаются таким образом, что игрок может достать их только последним усилием (воспитание выдержки и воли). Упражнения 1—3 целесообразно сочетать с обучением нападающему удару (см. 1.1.4). 4. Два игрока получают в свое распоряжение зону, соответствующую их умению. Игрок, который не играет непосредственно в защите, должен достать отбитый мяч и отпасовать его (здесь так же, как и в других формах упражнений, следует использовать игровое поле в его очертаниях, чтобы привить игрокам специальное «чувство пространства»). Пас направляется в корзину у сетки или прямо к бьющему партнеру, который также стоит у сетки. При разделении всего игрового поля по его длине подобным образом могут участвовать в упражнениях 12 игроков, по три на каждой половине, выполняя каждое упражнение с высокой степенью интенсивности. 5. Три игрока защищают три задние зоны поля. Тренер или игрок посылает им мячи различным способом в разных направлениях и с разной силой удара. Все другие игроки распределяются вокруг поля и непрерывно подбирают мячи, которые другой игрок тут же передает тренеру. Тренер находится или в зоне 3 той же самой половины игрового поля или, стоя на ящике, бьет мячи через сетку. Желательно точное дозирование времени (не более 10 мин.) Игроки могут при этом менять позиции, например на задней линии, через каждые 3 мин. Использование двух половин игрового поля дает возможность добиться наивысшей интенсивности и хорошо дозированной нагрузки, причем даже отдыхающие игроки вовлекаются в процесс тренировок. 6. Две группы (по 2—4 игрока в каждой) стоят друг против друга, разделенные двумя линиями длиной 6—9 м или волейбольной сеткой и линиями нападения. Мяч посылается с одной стороны на другую, где его принимают, передают партнеру, который с места или в прыжке отбивает мяч назад. Через разграничительную линию (на поле линия нападения) переступать нельзя. Далее рекомендуются все комплексные упражнения и игровые формы, направленные на обучение защите и блокированию.
|