![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы игры
Соответствующая система игры определенной команды включает возможно точное распределение функций, позиций и пространственных зон для основных и запасных игроков во всех положениях (расстановках) и фазах защиты и нападения, включая основные применяемые средства и методы. В целом система игры зависит от наличия игроков (т. е. числа и распределения определенных категорий игроков в команде), а также от их мастерства, особенно в зоне атакующей игры. Все иные уже названные факторы большей частью влияют лишь на детали в самой системе в смысле тактических концепций для каждого соревнования. Мы различаем в волейболе две или соответственно три категории игроков, которые при всей универсальности в известной степени являются специалистами. Разыгрывающие, или связующие, игроки. В их задачу входит подготовка нападающего удара с помощью точной распасовки мяча для соответствующего нападающего в самых различных формах. Однако разыгрывающие сами должны уметь хорошо выполнять атакующие удары. В большинстве случаев это наименее высокие игроки в команде. Они должны быть очень ловкими и подвижными, с отличной реакцией и обладать в идеальном случае большим опытом, а также хорошим видением площадки во время всей игры в сочетании с хладнокровием и точным расчетом. Как правило, разыгрывающие являются самыми зрелыми, опытными игроками и исполняют во многих командах функции капитана. Нападающие. Эти игроки в большинстве своем высокого роста и обладающие к тому же отличной прыгучестью. Их основная задача — завершать атаку. Поэтому нападающие обязаны владеть различными вариантами нападающего удара. Разумеется, они должны также уметь точно и своевременно дать пас и владеть соответствующим техническим арсеналом. В зависимости от диапазона атакующих действий и результативности можно говорить об основных нападающих и универсальных игроках, или же полунападающих. Понятие «универсальный игрок» берет свое начало еще с периода развития волейбола, когда было известным шагом вперед быть одинаково сильным в атаке и в нападении. Эта универсальность сегодня относится к обязательным условиям, предъявляемым к каждому хорошему волейболисту. При этом универсальные игроки в отличие от основных нападающих чаще берут на себя труд по построению атаки и действуют как основные блокирующие игроки, т. е. используются более универсально. Применяемые в настоящее время на практике системы распадаются на парную систему 3: 3 и на систему 2: 4. Систему 3: 3 в своей чистой форме можно видеть очень редко, потому что трех нападающих при современном уровне игры для хорошей команды слишком мало, даже принимая во внимание, что все игроки в состоянии нападать. Однако, как показывает практика, достаточно двух хороших нападающих, чтобы реализовать свыше 70% всех видов передач. Они стоят внутри площадки по диагонали друг от друга так, что всегда один из них находится в зоне нападения, а второй в задней части площадки. Остальные 4 игрока в ведущих командах, как правило, четко делятся на основных и вспомогательных нападающих (в зависимости от конституции, эффективности и частоты использования в определенных игровых ситуациях). Для большинства средних команд такое разделение (2: 2: 2) очень сложно и большей частью производится произвольно. В таком случае оно малоэффективно, потому что в большинстве команд не имеется двух настоящих основных нападающих. Поэтому тренер должен в зависимости от конкретных обстоятельств выбирать между системой 2: 1: 3 и 2: 0: 4 (разыгрывающие — основной нападающий — вспомогательные нападающие). Например, в первом случае (2: 1: 3) основной нападающий используется в эпицентре игры, пока он находится у сетки, другие — в зависимости от ситуации и возможности. Во втором случае использование всех нападающих зависит исключительно от их эффективности в данный момент и от возникающих в ходе ситуации индивидуально-тактических комбинаций для разыгрывающего игрока. Вместе с тем нередко одна команда располагает всего одним хорошим разыгрывающим игроком (1: 5), вследствие чего последний использует для паса от четырех до пяти позиций. При этом один или несколько нападающих должны помогать разыгрывающему при розыгрыше мяча, потому что одного разыгрывающего явно не достаточно. Поэтому, вообще говоря, трудно рассчитывать на особую эффективность системы 1: 5. Во многих детских и юношеских командах, где игроки не владеют атакующим ударом и поэтому невозможна еще специализация игроков, существует система игры, основанная только на рациональном распределении игроков на площадке с целью осуществления простейших тактических расстановок при подаче мяча (например, использование всех трех касаний мяча, передача мяча в определенной последовательности от игрока к игроку, плоский перевод мяча далеко в сторону площадки противника и другие действия). Наконец, наиболее высокая форма организации системы состоит в использовании в команде 6 абсолютно равноценных во всех зонах игроков, каждый из которых может показать максимально эффективную игру в любой зоне. Однако такая система крайне редко может быть осуществлена на практике. Поэтому принцип специализации и распределения функций до сих пор является обязательным условием достижения наибольшей эффективности в нападении или в передаче. Благодаря этому лучше могут быть использованы и потенциальные возможности отдельного игрока. Кроме того, этот принцип требуется в интересах упорядочивания и систематизации игры (однако это не должно навести на ошибочные мысли юных игроков! См. 3.8).
Систему, основанную на таком принципе, можно назвать скотской 6: 6.
Организация защиты в пределах системы не так ортодоксально определяется составом команды. Каждый игрок (не говоря об игроках юношеских команд) может занимать прочную позицию в задней линии площадки. При этом (в защите площадки), например, разыгрывающий игрок находится в зоне 6, основной нападающий в зоне 5, вспомогательный нападающий в зоне 1 (рис. 17). Все-таки и здесь на выбор соответствующей обороны в сильной степени влияет тактика противника и технико-тактическое мастерство отдельного игрока. Когда мы в следующем разделе будем рассматривать возможные методы нападения и защиты, среди которых тренер обязан выбирать наиболее пригодные для своей команды, то прежде всего мы сошлемся на графические рисунки системы 2: 4.
|