![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по ведению игры
Поддержание темпа и ритма игры. Одна грубая ошибка команды нередко влечет за собой целый ряд дальнейших ошибок. Часто без видимых причин сама команда внезапно теряет свой ритм и темп. В равной степени в большинстве случаев именно в этот момент повышается боевой дух соперника. Каждая команда стремится основательно использовать такие периоды, чтобы форсировать темп или, наоборот, затянуть игру, чтобы выдержать в этот трудный момент. Тактически опытные и дисциплинированные команды в таких случаях предпринимают попытки путем постоянной смены темпа игры сознательно воздействовать на атакующие действия соперника. Для замедления темпа игры используются следующие средства: 1. Остановка игры с помощью перерыва (тайм-аута). Перерывы в игре — наиболее эффективное средство для того, чтобы прервать серию собственных неудач или успехов соперника и нарушить ритм игры соперника. Здесь очень многое зависит от поведения тренера, т. е. от его понимания игры, его педагогического умения и психологического понимания хода игры. Все, что говорит тренер во время перерыва, должно соответствовать особенности момента или данному состоянию команды. Тренер обязан говорить максимально кратко, спокойно и обдуманно, не задерживаясь и не фиксируя внимания на явных ошибках, а лишь называть их причины и ориентировать на дальнейшую игру. В частности, шутка или остроумное замечание могут оказаться весьма полезными, в то время как действенность выговора остается сомнительной. Следовательно, не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Однако всегда надо помнить о том, что для физически измученной, уставшей команды 30 сек. перерыва не являются отдыхом! Кроме того, способность игроков понять тактические указания и реализовать их в игре в большинстве случаев тренер переоценивает! Перерыв в игре не следует брать непосредственно в начале партии. Очень часто перерывы берут или слишком поздно или слишком рано. 2. Замедление темпа игры с помощью высокого приема подачи и очень высокой передачи, а также с помощью спокойного розыгрыша всех трех касаний внутри команды. 3. Затягивание «мертвого» времени игры между ошибками и новой подачей в рамках допустимого. После совершения собственной ошибки не следует бездумно, как это делается во многих случаях, отдавать мяч сопернику, прежде чем собственная команда не будет готова для приема подачи. Мяч, вышедший за пределы площадки, можно подавать сопернику в темпе разминочных шагов. Точно так же смена или замена при переходе подачи производится шагом. При этом подающему мяч отдается не прямо броском, а желательно направить его через партнера в зоне 6, чтобы последний мог бы сосредоточиться в течение драгоценных долей секунды. Конечно, при всем этом нужно соблюдать рамки честного, благородного поведения на площадке! Например, нечестно при подаче соперника сознательно бросить мяч в сторону от соперника, или подчеркнуто медленно катать его у центральной линии, или даже оставлять его просто на собственной площадке. Для ускорения игры, наоборот, имеются такие средства: 1. Ускорение темпа игры путем более гибкой и богатой вариантами наступательной игры с использованием полувысоких и коротких передач или с помощью комбинаций с первой передачи. 2. Сокращение «мертвого» игрового времени. «Мертвые» мячи по возможности достаются бегом близстоящим игроком и могут быть прямо направлены подающему. Смена при собственной подаче происходит бегом, причем подающий должен занимать не более 1—2 сек. В течение этого времени все игроки перемещаются особо интенсивно по площадке. Подстраховка. Является тактическим моментом индивидуального и коллективного характера, который отражается во всех стадиях игры. Обязательным условием подстраховки является индивидуальная способность всех игроков к постоянному участию в игре. Эта способность находит свое практическое отражение в соответствующей готовности и непрерывном перемещении всех игроков, пока мяч в игре. Для различных технико-тактических вариантов игры подстраховка должна быть организована как коллективное мероприятие команды. При этом речь идет в принципе о способах игры или расстановках, которые должны гарантировать переход команды от атаки к защите и наоборот. Используемые в отдельности методы подстраховки уже были рассмотрены в соответствующих разделах (см. «Подстраховка при атаке», «Подстраховка при защите площадки», «Подстраховка на блоке», «Прием подачи»). Смена мест. После производства подачи позиции или места как внутри передней линии, так и на задней линии площадки могут быть сменены без ограничений. Это легко осуществимо при собственной подаче. На задней линии смену удобно также произвести после приема подачи соперника, однако в собственной передней линии в этом случае смена мест очень сложна, потому что разыгрывающий игрок должен выбежать на мяч, что легко может привести к недоразумениям. Смена мест в большинстве случаев предполагает специализацию внутри команды и преследует цель усилить оборонительную или наступательную игру команды на определенных местах. Наряду с этим смена мест может быть обусловлена ситуацией на площадке, когда, например, разыгрывающий игрок из зоны 3 должен выбежать на трудный мяч к боковой линии и не в состоянии своевременно вернуться для постановки блока на свою позицию или когда левый игрок задней линии должен спасти мяч с правой стороны. Смены мест, предусмотренные при всякой расстановке, устанавливаются и отрабатываются в ходе тренировок в соответствии с реализуемыми способами атаки и защиты. Следует, однако, учитывать, что любое из возникающих преимуществ (например, при атаке) в большинстве случаев связано с соответствующим недостатком (в защите). Сюда надо отнести также известную путаницу, которая может возникнуть после частой беспорядочной смены мест в плохо тренированных командах или даже опасность прямых ошибок, когда забывается обратная замена или смена мест перед следующей подачей. Поэтому в основном сменой мест следует пользоваться крайне осторожно и продуманно. Для усиления наступательных действий используется: — смена разыгрывающего игрока в зоне 2 или 3; — смена главного нападающего в его наиболее сильной позиции (в большинстве случаев в зоне 4); — смена нападающего-левши в зоне 2 или 3; — смена одного нападающего в зоне наиболее слабого блока соперника; — смена всех игроков передней линии на соответствующих местах (пример такой смены показан на рис. 35.) Защита усиливается за счет; — смены лучшего игрока, ставящего блок, в зоне 3; — смены лучших игроков, ставящих блок в зоне основного нападающего соперника; — смены высокорослого, но слабого в защите игрока задней линии как средства ближней страховки за блоком («шесть впереди»); — смены лучшего игрока защиты в особо опасной позиции; — смены игроков задней линии на соответствующих «персональных» участках (см. рис. 35). При всех сменах мест заранее следует согласовать точные маршруты перемещений игроков. Игра с мячом, коснувшимся сетки или отскочившим от нее. Ситуации, в которых мяч отскакивает в сетку, возникают как в защите, так и в атаке. Для тактически и технически правильного поведения во время игры игрок обязан соблюдать определенные правила. Уже по траектории полета мяча можно увидеть, отскочит ли он от сетки и в каком месте. Игрок максимально быстро должен переместиться на это место и ожидать мяч в предельно низкой посадке. Отскочивший мяч желательно всегда принимать снизу ладонями, по возможности обеими руками и отыгрывать предельно высоко. При этом игрок должен обратить внимание на то, какую часть сетки заденет мяч и под каким углом он упадет, как сильно натянута сетка и какова скорость полета мяча (например, чем глубже мяч попадает в сетку, тем дальше он отскочит от сетки на площадку). При необходимости игрок перемещается одновременно с отскакивающим от сетки мячом и принимает его снизу ладонью в падении, стараясь при этом поднять мяч максимально высоко над площадкой. Если речь идет о втором касании, то игрок не должен пытаться отбить мяч ладонью снизу к игроку передней линии. Лучше в этом случае поднять мяч дальше от сетки. При последующем касании мяча внутри команды следует попытаться так подрезать мяч одной рукой, чтобы его занесло на сторону соперника. Если мяч по высокой кривой полета попадает вблизи верхнего края сетки, то в этом случае стоящий вблизи игрок должен выпрыгнуть. Игра таким мячом у сетки связана с большим риском. Если мяч летит на сторону соперника, то последний мгновенно может нанести удар, который нужно блокировать. Если мяч остается на собственной стороне, можно или в прыжке достать мяч, или же ударить по нему, или перебросить его через сетку. Замена игрока. Замена представляет собой эффективное тактическое средство во всех командных играх на малой площадке. Так как замена в волейболе (шесть раз за партию на каждую команду) должна производиться без затяжки времени, то она не может применяться или использоваться как средство для регулирования темпа игры. Вместо этого представляются следующие причины и возможности для замены игроков: — игрок получил травму; — игрок физически и психически не в состоянии успешно продолжать игру; — при подавляющем преимуществе своей команды в игру могут вступить молодые или слабые игроки команды; — отдельные игроки должны получать минуты отдыха перед участием в игре в решающей партии. Кроме того, нередко в задней части площадки хороший игрок защиты заменяется на одного нападающего в зоне 1, в передней части площадки, наоборот, в зоне 4 заменяется защитник. Наконец, в решающие моменты (например, при счете 13: 13) при своей подаче в зону 1 путем замены возвращается хороший разыгрывающий игрок. При заменах, за исключением последних двух случаев, следует всегда заменять игроков одного типа игры (например, разыгрывающего игрока на такого же разыгрывающего). В условиях низкого игрового мастерства не стоит злоупотреблять заменами. Если в игру должны вступить молодые игроки, то делать это лучше в начале партии или игры, а не после создания критических ситуаций на площадке. Из числа намеченных к замене игроков предпочтение следует отдавать тем, которые демонстрировали на тренировках наибольшие волевые усилия. Замены целесообразно производить в том случае, когда команда теряет нить игры и прежде чем счет в игре станет угрожающим. Причинами угрожающего положения часто является не только слабое техническое или тактическое мастерство игрока, но и спад в игре, невнимательность, усталость. Для тренера в одинаковой степени и важно и очень трудно своевременно распознать малейшие признаки этого и сразу же заменить уставшего игрока. Игроки, намеченные для замены по ходу игры, по возможности должны в течение всего времени игры постоянно двигаться в районе площадки, «разогреваться» и поддерживать игровой тонус. Смена сторон. До начала каждой игры, а также до начала пятой партии судьей производится жеребьевка на право выбора стороны или подачи. Подачу целесообразно выбирать тогда, когда мастерство игроков команды настолько мало, что при приеме подачи совершают- ся ошибки в массовом порядке, или когда обе половины игровой площадки абсолютно равноценны. При внимательном изучении всех внешних факторов нередко оказывается, что было удобнее выбрать одну из сторон. Решающими моментами для такого выбора являются (в последовательном порядке в зависимости от значимости): а) осветительные и визуальные условия, включая заднюю зону стороны соперника; б) качество пространства над игровой площадкой; в) свободное пространство для выполнения подач (в малых залах). Для игры на открытой площадке решающими факторами служат: а)положение солнца; б) игра против ветра (резкие подачи и атакующие удары с трудом выполняются против ветра, однако при попутном ветре передача часто «уходит» на сторону соперника); в) более сухая половина площадки при дожде (до смены сторон другая половина может несколько высохнуть). При смене сторон до начала пятой партии более выносливая команда может предпочесть худшую сторону в надежде, что она сможет «положить соперника на лопатки» в конце игры с помощью лучшей стороны. Наоборот, тактически опытная, бывалая команда при удобных условиях избирает лучшую сторону, рассчитывая, что она здесь получит преимущество в очках и сможет сохранить его надежной, умелой игрой.
|