Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание волевых качеств
Значение волевых качеств в спортивных соревнованиях общепризнанно. Поэтому уже в разделе 2 была сделана попытка показать, насколько тесно техника, тактика, атлетическая подготовка и морально-волевые качества спортсмена связаны между собой. Поэтому, чтобы добиться в соревновании успехов, наряду с улучшением физических качеств и технико-тактического мастерства надо повышать и волевые качества. Волевое воспитание игрока включает развитие таких волевых качеств, которые необходимы, чтобы преодолевать трудности тренировок и соревнований. Разумеется, воспитание воли у спортсмена-волейболиста или общее развитие волевых качеств происходит также и в обычной, будничной жизни. Обязательным условием успешного воспитания воли является готовность принимать на себя большие напряжения. Эта готовность является результатом самых различных мотивов (например, радостное ощущение от игры, от движения, от борьбы) или вытекает из жела- ния сыграть как можно лучше командой и одержать победу. Общественные мотивы являются сильной побудительной причиной. Мысли о том, что ты защищаешь интересы школы, университета, предприятия или даже всего государства, стимулируют поведение игрока во время тренировок и повышают его мастерство и активность в игре. Задача тренера как раз и состоит в том, чтобы расширять, углублять и сохранять эти основные мотивы и стимулы. Тренер прежде всего должен поддерживать в игроках здоровое честолюбие и ставить перед ними высокие, но реальные и четкие цели. Весьма важным условием воспитания воли является то обстоятельство, когда команда располагает достаточным количеством старательных высококлассных игроков. Это создает радостную атмосферу во время тренировок, благоприятно отражается на росте мастерства игроков, ибо каждый стремится быть лучше другого, пытается завоевать место в основном составе команды и поэтому старается вовсю. Наконец, третьим обязательным условием для успешного воспитания воли является анализ уровня волевых качеств отдельного игрока и команды. Желание и воля — разные вещи. Все игроки до начала соревнования желают победить, но воплотить это желание в действительность, мобилизуя все свои силы и борясь в игре с полной отдачей, под силу только немногим. Волю следует воспитывать путем упорных и трудоемких тренировочных занятий. Игрок должен чувствовать радость и удовлетворение от преодоления трудностей и не должен избегать их. Тренер должен использовать для воспитания воли целенаправленный набор упражнений, которые требуют от игрока соответствующей отдачи для преодоления трудностей. Ниже приводятся упражнения, успешное выполнение которых зависит прежде всего от боевого духа и полной отдачи всех сил спортсмена: — соревновательная форма разминки, атлетической тренировки или отработки техники с оценкой каждого игрока или групп; — тренировочные игры, которые привлекают особый интерес игроков (игры на малых площадках или полях или турниры и обычные игры с гандикапом, фо- рой очков, причем более сильная команда, конечно, начинает игру, дав определенную фору более слабой; партия заканчивается при определенном перевесе в очках; игра «старых против молодых», «больших против маленьких», «холостых против женатых» и другие формы игры); — товарищеские игры и соревнования с наградой за проявленный боевой дух (игры против соперника, имеющего преимущество, с целью обязательно выиграть определенное количество очков; розыгрыш переходящего приза за наивысший боевой дух и полную отдачу в борьбе). Тренер может составить специальный список отдельных игроков, которые зачастую не «выкладывались» полностью в игре. Эти игроки впоследствии получают особые задания. В решающие моменты игры мобилизация всех сил приобретает особое значение. Поэтому в тренировочных играх нужно как можно чаще создавать и отрабатывать подобные положения. Например, партия начинается при счете 12: 10 в пользу более слабой команды или несколько раз подряд повторяется подача мяча, решающего исход партии, причем особо следует учитывать, что самочувствие игрока на тренировке не может быть приравнено к его самочувствию в условиях соревнования. Обязательным должно быть условие, при котором игрок, который на тренировке не показал подлинной боевой отдачи и высокого морального духа, на игру не ставится! Между прочим, упорное стремление добиться высоких показателей во время тренировок выражается в стремлении проводить объявленное упражнение с максимальной отдачей всех сил, постоянно работать над устранением ошибок, прилагать все усилия для рационального использования времени тренировок. Кроме того, в распоряжении тренера и коллектива имеются некоторые воспитательные меры; — организация тренировки менее усердных игроков совместно с теми спортсменами, кто тренируется целеустремленно; — показ положительных и отрицательных примеров тренировки игроков; — индивидуальные беседы; — регулярный контроль уровня мастерства. Развитию способности концентрации усилий, которая в равной степени является выражением волевых качеств, способствует выполнение технико-тактических упражнений с акцентом на точность цели, а также проведение тренировки в условиях высоких психических нагрузок (например, тренировка перед публикой, при сильном шуме). Относительно часто следует проводить тренировки более продолжительные по времени, чем соревнование. Самым естественным средством для обучения навыкам концентрации внимания и сил является игра. Надо стремиться к созданию во время тренировочных игр и занятий тех же условий, как и на соревновании (судейская коллегия, спортивная форма, приветствие и прочие атрибуты соревнований). Игроки должны как можно чаще выступать в турнирах для выработки закалки или проводить игры из пяти и больше партий. Крайне важно научиться использовать малейшую паузу в игре для расслабления или «отключения». Волевые действия выражаются также в тактической дисциплине. Например, при собственных ошибках или ошибках партнеров в случае сомнительных решений судейской коллегии и в других аналогичных ситуациях следует сохранять самообладание. Особенно дисциплинированно, выдержанно и спокойно нужно играть при подачах соперника. С другой стороны, в игре возникает немало моментов, когда требуется мужество пойти на риск, особенно в тех случаях, когда подачей владеет собственная команда и игра, рассчитанная только на надежность и безопасность собственной площадки, сокращает шансы на выигрыш очка. Воспитание в игроках чувства самообладания, выдержки и готовности пойти на риск требует, чтобы тренер с большим терпением и твердостью неустанно разъяснял, как вести себя в определенных ситуациях, иногда восстанавливал некоторые эпизоды игры и анализировал их вместе с игроками. Одобрительные крики или указания с места тренера или партнеров помогают игрокам правильно держаться на площадке и в течение партии сохранять чувство ситуации. Существенное влияние на воспитание игроков имеют также беседы внутри команды и критический анализ проведенной игры. Оценивать действия того или иного игрока необходимо тактично и объективно. Неправильно, например, критиковать игрока, который проиграл мяч, решивший исход партии, если игрок в этом эпизоде действовал мужественно, собранно и с выдержкой и даже стремился тактически оправданным риском привести к выигрышу партии. Но в аналогичной ситуации надо сурово критиковать того игрока, который боязливо пробил подачу с расчетом на безопасность и при этом, вероятно, даже проиграл подачу. Выполнение различных технических элементов создает определенные требования к развитию волевых качеств, которые должны развиваться параллельно с обучением и отработкой этих элементов. Так, при подаче нужно хорошо сконцентрироваться, внимательно посмотреть в сторону соперника, ударить не необдуманно или небрежно, а точно и уверенно, как этого требует ситуация. При приеме подачи игрок должен полностью сконцентрироваться, даже если подача кажется на первый взгляд легкой. Надо стремиться всегда к четкому выполнению и большой точности приема. Совершив ошибку или потерпев неудачу, нужно сохранять выдержку. Во время розыгрыша мяча при каждой передаче важно полностью сконцентрироваться, стараясь из любого положения дать хороший пас и сохранять хладнокровие даже в самых бурных эпизодах или в самые критические моменты игры. Выполнять нападающий удар игрок должен смело и наступательно, прежде всего, конечно, при собственной, подаче. Вместе с тем надо атаковать собранно и уверенно, когда подачей владеет соперник. Не стоит нервничать, если передача мяча произведена неточно и атака не привела к желаемому результату. При постановке блока следует молниеносно оценить, где и как соперник атакует. Бороться надо за каждый мяч, не впадать в панику и не разочаровываться, если соперник «обошел» блок. Организуя защиту площадки, игрок должен быть в полной готовности мгновенно среагировать, смело вступить в игру, пытаясь спасти даже самые безнадежные на первый взгляд мячи. Замечательным средством специального обучения и воспитания воли являются различные формы статистики игры. При этом тренер или его помощники во время игры наряду с учетом ошибок и успехов игроков ведут регистрацию волевых усилий. Затем результаты статистических анализов обсуждаются вместе с игроками. Как показывает опыт, идеальный основной состав, или первая шестерка классной команды, должен быть создан из игроков, которые обладают большой силой воли и на которых тренер и команда могут положиться в самых критических ситуациях, даже если они в техническом или тактическом отношении не обязательно лучшие игроки на площадке.
|