![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные задачи тренировочного процесса
Высокие спортивные достижения возможны в наше время лишь благодаря планомерной, интенсивной и многолетней тренировке. Это относится и к волейболу, где игроки экстра-класса добились результатов, граничащих с артистическим мастерством. Под тренировкой следует понимать подготовку, воспитание и совершенствование всех тех способностей, навыков, знаний и поведения, которые необходимы команде и каждому отдельно взятому игроку для обеспечения наивысших результатов во время состязания (состязания являются важным средством тренировки и поэтому неотъемлемы при повышении мастерства). Тренировочный процесс в волейболе направлен на решение ряда разнообразных и сложных задач, которые можно охарактеризовать следующим образом: 1. Воспитание и совершенствование моральных, психических и волевых качеств и нормы поведения игроков волейбольной команды. 2. Повышение многосторонней физической подготовки, укрепляющей здоровье. Сюда относятся также закалка, гигиена труда и быта, активный отдых. 3. Развитие специальных физических качеств. 4. Освоение и совершенствование индивидуальных, технических и тактических умений и навыков. 5. Освоение и совершенствование командной тактики. 6. Получение необходимых теоретических знаний о тренировке, правилах и манере игры, гигиене труда и быта, воспитании, политических проблемах и т, п. Разнообразные задачи, стоящие перед спортивной тренировкой, обусловливают и дополняют одна другую и поэтому требуют координированного решения в процессе тренировки. 3.2. Ступени многолетней спортивной тренировки Прежде чем игрок достигнет уровня международного класса, ему необходимо затратить не менее 10 лет на интенсивную спортивную тренировку. Для достижения уровня волейбольной лиги ГДР потребуется в целом от 4 до 6 лет. Продолжительность подготовки зависит, естественно, от объема, интенсивности и качества спортивной тренировки. Исходя из этого, следует обратить внимание на общепринятые ступени подготовки; первая ступень: овладение основами игры; вторая ступень: совершенствование; третья ступень: мастерство. Для овладения основами игры и для совершенствования нужно 2—3 года. Только спортсмены с хорошими общими спортивными предпосылками смогли бы преодолеть эти ступени в короткое время, не обнаружив в подготовке заметных пробелов. Преодоление третьей ступени может длиться годами. Известны игроки, которые более 15 лет усиленно тренировались и могли еще наращивать свои возможности, хотя уже имели за плечами тридцатилетний возраст. Конечно, чем раньше начнется спортивная тренировка по овладению основами игры, тем скорее будут достигнуты высокие результаты. Вообще говоря, овладение основами игры должно начинаться в возрасте 10—12 лет*. Тогда уже в возрасте 16—18 лет можно переходить к спортивной тренировке по овладению мастерством. Начинать тренировку по овладению основами игры можно, конечно, и в 16— 18 лет. Однако в этом случае высокие игровые результаты будут достигнуты позже. Овладение основами игры. При спортивной тренировке по овладению основами игры закладываются общие предпосылки для последующего совершенствования в игре и отрабатываются основные элементы техники игры в волейбол. Поэтому на первый план выдвигается воспитание общей физической выносливости. В большом объеме в этот период развиваются двигательные качества: ловкость, подвижность и быстрота. Целенаправленно развиваются такие ценные в волейболе качества, как прыгучесть, специальная быстрота, способность к реакции, однако их развитие не составляет основной части атлетической спортивной тренировки. Вторым ключевым моментом этой образовательной ступени является обучение общим и специальным двигательным действиям. Сюда относится приобретение разнообразных умений в области других видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, бег на лыжах и др.), и прежде всего различных игр в мяч (баскетбол, ручной мяч, футбол). Главной целью этой ступени является отработка основных элементов техники игры. Следует надежно и правильно выполнять в простейших формах передачу, подачу и прием подачи. Это же условие относится и к нападающим ударам (силовой удар, уход от блока), а также к основным формам защиты игровой площадки. Тактическая подготовка игроков занимает незначительное место и ограничивается общими тактическими положениями и простыми тактическими методами (системами) без специализации и распределения функций. При этом основными формами игры должны быть игры на малой площадке (2: 2, 3: 3)**. * Твердо обоснованными данными о начале спортивной тренировки по овладению основами игры с детьми младше 10 лет авторы пока не располагают. — Прим. авт. ** Официальные правила игры, составленные Немецким спортивным союзом «Волейбол», предусматривают для учащихся (до 12 лет) только состязание 3: 3 на игровой площадке 4Х6 м. — Прим. авт. Состязания с равноценным противником необходимы уже при тренировке по овладению основами игры. Однако они не должны мешать отработке техники.Напервой ступени состязания должны служить преимущественно для закрепления отработанных технических умений и повышать чувство радости от игры и спортивной встречи. Общее воспитание и волевая подготовка направлены здесь прежде всего на то, чтобы приучить игроков к регулярной, усердной и дисциплинированной спортивной тренировке. Волейболисты должны сплотиться в коллективе и полюбить игру. Совершенствование. Совершенствование игры направлено на продолжение многосторонней физической подготовки. Наряду с ловкостью, подвижностью и быстротой все большее внимание здесь уделяют силе и выносливости. Общая физическая подготовка игроков проводится, однако, на более высоком уровне. Путем возрастающей нагрузки во время тренировки и проведения состязаний в более жестких условиях достигают хорошей спортивной формы. Параллельно на этой ступени усиленно формируются атлетические качества, характерные для волейболистов, и прежде всего прыгучесть. В задачи технической подготовки в это время входит расширение и совершенствование индивидуального арсенала технико-тактических средств. Постепенно игроки овладевают всеми техническими элементами и основными их видами, закрепляют техническое умение путем упражнений в ситуациях, близких к игровым, а также в ходе тренировочных игр и состязаний. На этой ступени тренер должен распознать склонности своих подопечных и приступить к формированию игровой личности волейболиста (нападающий игрок, связующий игрок). При изучении командной тактики игроки осваивают основные формы нападения и защиты. В интересах перспективной подготовки здесь следует воздержаться от специализации и распределения функций при расстановке игроков. Игроки пока еще не должны рассчитывать на успех в игре преимущественно путем утонченных приемов, связанных с тактикой всей команды, или утрированной специализации. Они должны опираться на твердые навыки и умения в технике и индивидуаль- ной тактике, а также на высокий уровень морально-волевых качеств. На этой ступени рекомендуется участие в максимально возможном числе состязаний и турниров (40— 60 игр в год). Однако успехи дня не должны оттеснять на второй план целенаправленную подготовку, связанную с перспективой роста и совершенствования. В физической и технической подготовке в фазе совершенствования нетерпимы никакие ошибки и послабления, поскольку устранить их последствия позже будет почти невозможно и они станут серьезным препятствием на пути к высоким спортивным достижениям. В области воспитания основное внимание следует уделить формированию идеологических основ в сознании игроков, совершенствованию их морально-волевых качеств. Спортивный образ жизни, сознательные и целенаправленные занятия во время тренировок и непременно боевой дух в период игры — вот главнейшие задачи на ступени спортивного совершенствования. Игроки также должны получить определенный комплекс теоретических знаний о манере игры и о спортивной тренировке. Мастерство. Целью спортивной тренировки, направленной на достижение уровня мастерства, является доведение индивидуальных и коллективных умений и навыков до максимально высокого уровня. Общую атлетическую основу продолжают совершенствовать и здесь, с той лишь разницей, что теперь главная задача атлетической тренировки заключается в индивидуальном улучшении специальных физических качеств соответственно целевой функции и специализации игроков. Выносливость игроков доводят до такой степени, чтобы игроки, не теряя спортивной формы, выдерживали нагрузку, которая характерна для ответственных турниров или для игры в самых жестких условиях. Основная задача технической подготовки на этой ступени заключается в совершенствовании элементов (высокая надежность, четкость и твердость в состязании), в их действенном тактическом применении. Индивидуальный комплекс технических и тактических навыков каждого игрока расширяют соответственно специализации последнего и его задачам в системе игры. Каждый игрок разрабатывает для себя специальный комплекс технико-тактических действий. Командная тактика включает в себя также методы и приемы, которые способствуют полному раскрытию атлетических, технических и тактических умений игроков и способствуют достижению наилучших спортивных результатов. В то же время игроки учатся применять различные тактические приемы в зависимости от игровой ситуации и конкретного противника. Успешное участие в ответственных состязаниях становится теперь основной целью спортивной тренировки. К решающим состязаниям команда готовится продолжительное время и всячески стремится к тому, чтобы обеспечить успех путем достижения высокой спортивной формы. Идеологическое и морально-волевое воспитание и работа по формированию характера преследуют ту же цель — выработку самостоятельности и самосознания. Если на двух предыдущих ступенях следовало ожидать, в общем, относительно быстрых успехов в спортивной подготовке, то при совершенствовании мастерства предстоит долго и упорно работать, чтобы добиться хотя бы незначительных улучшений во всех областях. Высокие спортивные достижения требуют большой силы воли. Огромное значение здесь приобретает активная воспитательная роль коллектива команды и сознательное самовоспитание игроков. В заключение предлагаем следующие показатели, отражающие соотношение между такими компонентами игры в волейбол, как физическая подготовка, техника и тактика. Физическая Техника Тактика подготовка (%) % % Освоение основ игры 40 40 20 Совершенствование 30 40 30 Мастерство 20 40 40
|