![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения для обучения и отработки навыков коллективной тактики
Для выбора и организации всех следующих тренировочных игр в качестве основных принципов игр действуют, в основном, наряду с общими тренировочно-методическими указаниями следующие принципы: а) все игроки должны неустанно работать над повышением своих моральных качеств; б) физическая отдача должна быть при тренировке тактических навыков на таком же высоком уровне, как и в игре. Для систематизации различных тренировочных средств и форм игры и совершенствования тактического мастерства в практике волейбола применяются, в основном, два комплекса игровых действий: Комплекс 1 (К-1). Включает общие игровые действия команды при подаче соперника, т. е. изучение расстановок системы «замок», а также определенных наступательных комбинаций (вплоть до подстраховки нападающих). Оба вида упражнений следует выполнять как в отдельности, так и в сочетании одного с другим. Комплекс 2 (К-2). Сюда входят все действия после первой собственной подачи, т. е. упражнения для разучивания расстановок для блокировки и защиты площадки и приема подачи соперника вплоть до возможности перехода в контратаку. В отличие от комплексов упражнений, приведенных в разделе 2. 1, которые служат целям обучения техническому и тактическому индивидуальному мастерству, теперь акцент падает на сыгранность звеньев всей команды и самой команды в целом. Упражнения комплекса 1. 1. Одни игроки разучивают построения системы «замок» для защиты и приема подачи при всех 6 системах расстановки команды. Другие игроки по свистку сначала бросают мяч из центральной зоны соперника, а затем с постоянно возрастающего расстояния. 2. Как и предыдущее, только из зоны подачи производятся низкие несложные подачи. 3. Как и упражнение 1, только теперь отпадают все ограничения в выполнении подач. Техническая тренировка различных подач связана с тактическим изучением первого комплекса. 4. Все игроки передней линии, включая разыгрывающего (или выходящего) игрока, отрабатывают при каждом из 6 командных построений отдельные атакующие комбинации. В этом случае мяч разыгрывается: одним из участвующих в тренировке игроков передней линии; одним вспомогательным игроком задней линии на площадке; одним вспомогательным игроком с площадки соперника с помощью передачи, броска или нацеленной лег- кой подачи на одного из участвующих в тренировке игроков передней линии. 5. Упражнения 1 и 5 соединяются, когда защита продолжается вплоть до выполнения атакующего удара. Усложнять, как и упражнения 1—3. 6. Как и упражнение 5, однако атака осуществляется против 3 блокирующих игроков с противной стороны. 7. Как и упражнение 6, однако при каждой из 6 расстановок организуется соответствующая подстраховка нападающего (если центр тяжести тренировки переносится на выполнение страховки нападающего, рекомендуется разыгрывать передачи совсем близко от сетки). 8. Как и упражнения 6 и 7, но на противоположной стороне находится полная расстановка игроков оборонительных линий, которые, однако, уклоняются от контратаки. Упражнение 3, а также упражнения 5—8 можно с успехом выполнить в форме соревнования. Упражнения комплекса 2. 1. Одни игроки разучивают защитные построения при всех 6 системах расстановки. Остальные игроки команды осуществляют атаку только из одной позиции. Вариант. Тренер, стоя на ящике, бросает мяч. Он сам набрасывает мячи, которые ему направляют остальные игроки. При этом сначала допускаются только определенные направления и технические приемы атаки. Принятый защитой мяч дальше не разыгрывается. 2. Как и упражнение 1, однако атака осуществляется методом регулярной, а затем и нерегулярной смены двух позиций. 3. Атака производится со всех позиций с использованием различных комбинаций и вариантов. 4. Разучивание отдельных защитных построений против атаки только с одной позиции (как в упражнении 1). При этом принятые защитой мячи разыгрываются со второго касания. 5. Как и упражнение 4, но контратака завершается одним ударом. 6. Разучивание отдельных защитных построений, вплоть до завершения контратак с добавлением усложнений согласно упражнениям 2 и 3. Дополнительно в целях предварительной подготовки могут служить упражнения из разделов 2.1.5 и 2.1.6. Упражнения комплекса 2 также позволяют применять принцип соревнований (сколько сильных атак будет принято? какая система расстановки сильнейшая? и др.). Наконец, окончательное объединение разнообразных тактических упражнений в гармонически организованную игру происходит при помощи различных форм игры (см. раздел 3.5). Лишь с помощью этого коллективное тактическое мастерство команды получает наивысшее завершение, а ее действия становятся наиболее богаты вариантами, боевым духом и прочими спортивными компонентами.
|