Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника игры и индивидуальная тактика






В целом под техникой игры в спорте понима­ют систему рациональных действий, направленных на достижение высоких спортивных показателей (17). Иными словами, техника в любом виде спорта — это манера, в которой выполняют движение, сам процесс его выполнения, построенный на комплексе специаль­ных правил. В волейболе, о чем упоминалось выше, эти правила имеют при формировании техники игры осо­бенно важное значение.

Индивидуальная тактика сводится к применению технических умений и навыков, к целенаправленному использованию всего арсенала технических средств, а

также к учету и оценке реакций противника отдельно взятым игроком (7).

Если трудно установить, где кончается техника иг­ры и где начинается ее тактика, то это в высшей степе­ни относится к сфере соприкасания или, точнее, тесной взаимосвязи техники игры с индивидуальной тактикой. Продемонстрируем эту тесную взаимосвязь только од­ним примером. Передачи для нападающего удара, т. е. высота и дальность траектории полета мяча, крайне многообразны по видам пасовки. Каждый из видов пе­редач целесообразен, однако, при определенной игровой ситуации, поскольку обладает особыми техническими свойствами. Знание того, когда и где более всего подхо­дит тот или иной вид передачи, следует привить игроку в период тренировок.

Отработку индивидуальной тактики можно считать завершенной, если во время состязания игрок при выбо­ре технических приемов, которыми он овладел, макси­мально близко подходит к оптимальному решению, обусловленному ситуацией. Определив абсолютно луч­шее решение чисто теоретически, игрок, прежде чем примет решение, должен в кратчайшее время учесть все влияющие факторы. Однако это весьма трудно. Мгновенная оценка большого числа взаимодействую­щих факторов и принятие решения, которое даст на­ибольший эффект, доступны лишь искусному игроку. (При этом игрок, с одной стороны, может задавать тон, формируя определенные ситуации, с другой — приспо­сабливается к положению вещей).

Применять индивидуальную тактику, естественно, не означает действовать только по собственному усмо­трению. Каждый игрок обязан учитывать общекоман­дные тактические действия. Так, например, если игре задают быстрый темп, то не стоит злоупотреблять высо­кими передачами. Пасующему игроку следует прибе­гать, соответственно обстановке, в основном к низким и настильным передачам.

В остальном авторы полностью придерживаются мнения Кобрле, который на международном симпозиу­ме в рамках чемпионата мира по волейболу в Праге в сентябре 1966 г. логично заметил, что индивидуальная тактика ответственна за творческий момент в игре. Ин­дивидуальная тактика действительно делает игру бога-

че, красивей, интересней и привлекательней. В ней изюминка игры.

Довольно большой арсенал технических средств складывается из многообразия различных способов и приемов, которые сведены в шесть основных групп, ес­ли не учитывать вариантов. (Под вариантами следует понимать различные возможности придания мячу кру­чения или выполнения движения рукой при нападаю­щем ударе.)

Арсенал технических средств каждого игрока велик, поскольку игрок помимо специализации (использова­ния своих сильных сторон) обязан владеть на должном уровне всеми остальными умениями и навыками. На любой позиции во время игры он должен «постоять за себя». Игрок, не умеющий принимать подачи, не представляет ценности для команды, хотя успешно мо­жет «замещать», скажем, нападающего. Команды применяют технические средства в различном комплек­сном сочетании. Существуют два пути повышения эф­фективности техники без учета тактических требований. Это, с одной стороны, увеличение арсенала техниче­ских средств, используемого командами, или частичная замена ранее применявшихся форм более современными и целесообразными; с другой стороны, отточка, дове­дение до совершенства существующей техники игры (8). Именно этот второй путь наиболее приемлем для ко­манд, имеющих низкий и средний уровень спортивных достижений.

Хотя структура отдельных технических элементов и кажется довольно простой, овладение ею представля­ет собой известную трудность. Трудность овладения техникой игры определяют следующие компоненты:

— кратковременность дозволенного касания мяча и невозможность вследствие этого исправления ошибки в результате предыдущего движения;

— тип обращения с мячом (малая площадь каса­ния мяча, особенно при передаче, значительно услож­няет достижение четкости выполнения);

— максимум три касания мяча, требующие высо­кой точности исполнения;

— частые и быстрые передачи мяча и смена ситу­аций. Это требует от всех игроков большой выдержки и внимания, а также постоянной готовности.

Для исполнения отдельных технических элементов существует образец, т. е. эталон, к котором у приближа­ются путем тренировки. Эталон, однако, более или ме­нее изменяется с течением времени в результате практи­ки и новых научных достижений (17). Он не предписы­вает выполнение движений во всех подробностях, но заключает в себе важнейшие положения, соблюдение которых обязательно для всех спортсменов.

Наиболее сложной представляется возможность оценки движений отдельных игроков на практике. По­этому часто возникает вопрос: в чем же заключаются ошибки и в чем проявляется личное своеобразие? От­ветить на это можно лишь опираясь на богатый опыт и широкую практику в данной области. Прежде всего следует категорически отказаться от попытки элемен­тарного подражания другому игроку, хотя бы даже очень известному. Более того, надо внимательно сле­дить за игрой хороших волейболистов и отмечать для себя то общее, что их роднит. Это скорее приведет к же­ланной цели.

Довольно часто при оценке техники имеют привычку ссылаться на большой спортивный успех. Но успех не всегда служит доказательством превосходной техники. Путем многократных упражнений игроки могут при случае добиваться значительных результатов, даже допуская ошибки при выполнении движения. Как пра­вило, такие игроки останавливаются на грани хороших показателей и никогда не достигают очень хороших.

Вскрывать причины ошибок и устранять их следует при тренировках во всех возрастных группах и на всех уровнях спортивных достижений. Достаточно подроб­ный разбор различного типа ошибок и возможности их исправления можно найти в специальной литературе.

Прежде всего важно обнаружить характер ошибки. Затем следует установить, какой тип ошибок имеет " вместо: ошибки, типичные для новичков, грубые или мелкие ошибки или же ошибки, перешедшие в автома­тизм. Желательно вскрыть причину каждой ошибки. Так, например, пас у новичков разыгрывается то слиш­ком далеким, то слишком низким, то слиш­ком вправо, то слишком влево. Если про­анализировать движение, то можно, в частнос­ти, заметить, что к моменту разгибания туловища бег

еще не завершен, вследствие чего игрок не успевает при­нять стойку, отвечающую игровой ситуации. Это мо­жет заключаться также в том, что у игрока складыва­ется неверное представление о движении из-за того, что он недостаточно внимательно следил за мячом и не в состоянии оценить траектории и скорости полета при­ближающегося мяча, слишком медленно реагирует или недостаточно быстро перемещается.

Одна ошибка может быть следствием нескольких причин, и в то же время несколько ошибок могут про­истекать из одной причины.

Тренер должен стремиться к тому, чтобы обнару­жить ошибки еще на начальной стадии обучения и устранить их, а также установить основную ошибку. Не следует исправлять несколько ошибок одновременно.

Важно прежде всего вскрыть причину ошибок, с тем чтобы применить необходимые методы их исправ­ления с учетом индивидуальных качеств игрока.

Среди методов и средств по устранению ошибок на­иболее распространены такие, как разъяснение, ука­зание, повторный показ, подбадривающие оклики, со­поставление неправильных процессов с правильными, разметка площадки мелом, применение спортивных снарядов или аппаратуры, убыстряющей информиро­ванность спортсмена.

Предлагаемая в настоящей книге систематизация техники игры основана на учете частоты и последова­тельности появления элементов в ходе игры и эффек­тивна постольку, поскольку сохраняется игровая вза­имосвязь между ними. Избранная систематизация удоб­на также с методической точки зрения. Элементы тех­ники игры следует преподносить в процессе их освоения (например, подача и прием подачи; передача, передача для нападающего удара и нападение и т. д.).

Подачи

Значение в игре. Первое время значение по­дач сводилось к введению мяча в игру. Постепенно они превратились в немаловажный нападающий прием, ис­пользуемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Примерно до 1960 г. максимальный эффект получали от акцентированной подачи «свечой». Теперь

ее повсеместно вытеснили разные типы планирующих подач. Доля, отводимая подачам в общем арсенале технических средств, составляет 13%, что далеко не свидетельствует об их преимущественном положении. Однако оценивать значение подач только по процентной квоте было бы ошибочным. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней по­дачи, тем положительной это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступатель­ные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Это относится прежде всего к женским командам.

Подведение итогов соревнований на первенство Ев­ропы 1967 г. (3) показало, что прямые выигрыши по очкам (мужчины—1—2%; женщины—5—10%), а также ошибки (мужчины—4—6%; женщины—5— 10%), связанные с подачей, редки *. Напротив, эффект, получаемый в результате применения тактических средств, составил 25—30% у мужчин и 40—50% у жен­щин.

Различают следующие виды подач:

Подачи с вращением мячаПодачи без вращения мяча

Нижняя подача 3, 6%** Планирующая боковая 46, 1%

Верхняя прямая подача подача (японский вид)

(теннисная подача) 1, 2% Планирующая прямая

Подача крюком 6, 0% подача (американский вид) 43, 3%

Индивидуальная тактика. Выполняя подачу, игрок должен стремиться прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при

* См. Шайдерайт Д. Значение и эффективность техниче­ских элементов в волейболе во время мужского чемпионата мира 1966 г. в Праге. «Теория и практика физической культуры» 16 (1967) 11, стр. 992.

** Процентные квоты показывают частоту применения отдельных видов подачи (подача равна 100%). Этот оценочный критерий относится также к числовым показателям в последующихразде­лах. — Прим. авт.

23

нецеленаправленном приеме мяча и вынужденной им­провизации нападения. Однако в настоящее время это­му, особенно среди мужских команд, не придают долж­ного внимания. Хотя надежность в приеме подач чрез­вычайно высока и прямой выигрыш очков здесь очень редкий, игрокам не мешало бы делать попытку расстро­ить комбинацию противника.

Большая опасность женских подач по сравнению с мужскими заключается прежде всего в том, что высота сетки ниже и вследствие этого траектория полета мяча проходит настильней, прямолинейней.

Опасность (эффективность) подач можно повысить:

— если они будут неожиданны для противника (это часто бывает при неожиданной смене вида подачи);

— если они особо плассированы;

— если придать мячу сложную траекторию поле­та с кручением или без него;

— если увеличить их силу.

Тактическая зрелость игрока выражается в понима­нии того, куда и как подавать мяч (1). При этом игрок должен учитывать:

— собственные технические умения и навыки;

— расстановку команды противника со всеми ее сильными и слабыми сторонами, технические возмож­ности защитников и предполагаемую тактику нападе­ния противника;

— свое психическое состояние, а также психиче­ское состояние своей и чужой команды, уровень игры и результаты предшествующих игровых действий;

— внешние обстоятельства (метеорологические ус­ловия, освещенность и пр.).

Выполнение подачи требует наивысшей концентра­ции внимания. Игрок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи, прежде чем осуществить движение, он еще раз окиды­вает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника и фиксирует свою цель.

Вслед за тем игрок полностью концентрируется на процессе выполнения движения, не забывая о правиле пяти секунд.

Принятие индивидуально-тактических решений тем

легче, чем лучше игрок освоит следующие общеприня­тые рекомендации.

Состязания — не эксперимент- Допустимы лишь те виды подач, которыми владеет игрок.

Известные преимущества дает владение двумя ви­дами подачи. При этом одну из них, даже при высокой нагрузке, выполняют уверенно и целенаправленно, дру­гая подача отличается особенно точной траекторией полета мяча. Искусные игроки подчас владеют особой подачей (индивидуальное выполнение).

Смена подачи может повысить эффективность. Это заключается прежде всего в ошеломлении противника. Подобный эффект для команды, находящейся в защи­те, достижим в том случае, если каждый из ее игроков владеет своим особым видом подачи *.

Надежность подачи следует обеспечить в начале иг­ры и партии, после перерывов, после замены, после предшествующих ошибок собственной команды или вы­бывшего игрока, а также неудачных подач при высоком психическом возбуждении подающего. В приведенных случаях неуспех или последующие ошибки могли бы легко вызвать неуверенность, скованность в действиях собственной команды, снизить ее боевой дух.

Подачи с повышенным риском оправданны при без­надежном отставании подающей команды в условиях примерного равновесия между обеими командами не­задолго до конца партии или игры, при неблагоприят­ной освещенности, при психической усталости против­ника, при высоком лидировании.

При целенаправленной подаче мяч посылают на определенные, незащищенные, участки игровой пло­щадки или на определенных игроков. Незащищенные участки часто бывают сразу за сеткой и у лицевой или боковой линии.

Перспективна подача, направленная через продол­жительный промежуток времени на вполне определен­ных игроков: на тех, кто плохо владеет техникой защи­ты, на только что подмененных игроков или на игрока, часто выполняющего передачи для нападающего удара.

* Тренер сборной женской команды Японии Даймапу утвер­ждает, что японские волейболисты владеют шестью видами подач, при этом он имеет в виду, по всей видимости, всего лишь особен­ности выполнения подачи. — Прим. авт.

Внешние обстоятельства можно использовать для эффективности подачи, подавая, например, мяч таким образом, чтобы он вырывался из потока света. При сы­рой погоде, при игре против ветра и при плохой осве­щенности настильные подачи наиболее целесообразны.

При легком ветре со спины наиболее эффективны высокие и планирующие подачи. Мяч летит неровно, и его трудно принять. При боковом ветре мяч следует «подрезать», т. е. придать ему дополнительное круче­ние в направлении ветра (I).

В низких или узких залах наиболее действенны жесткие подачи или подачи на край поля.

Типы двигательных процессов. При всех подачах движение складывается из начала движения и замаха (стадия замаха), ударного движения (стадия удара) и затухающего движения (конечная стадия).

Часто возникает вопрос, подбрасывать ли мяч одной рукой или двумя. Игроки используют обе формы, от части предпочитая и промежуточную. Они начинают подбрасывать мяч двумя руками и отводят одну руку от мяча перед самым его отрывом от руки. Одни игроки при всех типах подачи предпочитают одну и ту же фор­му подбрасывания, другие, в свою очередь, меняют форму подбрасывания мяча в связи с типом подачи. Форма подбрасывания зависит от индивидуального вы­полнения и специфики подачи.

Какой должна быть высота подбрасывания? Про­стейшее правило сводится к следующему: подбрасывай мяч настолько высоко, чтобы движение было спокой­ным, но упругим и плавным. По окончании движения пауза недопустима. Невольно возникает разница между высотой подбрасывания мяча отдельными игроками, так как быстрота, с которой каждый из них выполняет движение, различна. Очень важно уделить наибольшее внимание отработке точного подбрасывания, посколь­ку от него в значительной степени зависит успех по­дачи.

Подачи крученым мячом. Придать мячу кручение означает сознательно ударить его так, чтобы он во вре­мя полета вращался вокруг собственной оси.

Нижние подачи бывают прямыми и боковыми в сторону сетки. Благодаря простоте выполнения они яв­ляются основным типом подачи для начинающих.

Рис. 1

Их быстро осваивают и выполняют с большой уверен­ностью и точностью. Поскольку скорость полета мяча невелика и легко поддается расчету, нижние подачи не представляют серьезной опасности для защиты про­тивника.

Подача «свечой» (рис.1) представляет собой особую форму нижней подачи. Мяч бьют очень высоко, что допустимо при игре под открытым небом или в очень высоких залах. Эффект «свечи» связан с большой вы­сотой и тем самым со скоростью падения и кручением. Она служит для снижения темпа игры.

Наиболее употребительна форма, при которой пода­ющий игрок, став правым боком к сетке, подбрасывает мяч левой рукой примерно на уровень головы, а правую отводит вниз-назад для замаха. Мощный удар, связан­ный с одновременным сильным распрямлением тулови­ща, наносится ребром ладони (со стороны большого паль­ца правой руки) по нижней части мяча, удаленной от сетки, таким образом, чтобы мяч приобрел кручение и взлетел вверх почти вертикально.

Верхнюю прямую подачу (рис. 2) используют как для целенаправленного удара, так и для жесткого напа­дающего удара при подаче, в зависимости от того, ка­кую скорость придает мячу игрок.

Стадия замаха: исходное положение — лицом к сетке, цель прямая. После подбрасывания мяча бьющая Рука продолжает движение. Туловище более или менее подается вперед (в зависимости от удаленности цели,

Рис. 2

 

жесткости, индивидуальных особенностей). Часто на­блюдается сочетание фронтальной дуговой упругости и кручения. Упругость почти не спадает, контакт с грун­том (полом) сохраняется до касания мяча.

Стадия удара: полное попадание по центру мя­ча выпуклой, напряженной кистью вытянутой бью­щей руки при активном действии кистевого сустава. Кисть скользит по мячу сзади-снизу вперед-вверх и придает тем самым мячу ускоряющее кручение.

Конечная стадия: плавное движение рукой в целевом направлении и немедленное занятие позиции на площадке.

Подача крюком (рис. 3) является одной из самых сильных нападающих подач. Чем сильнее удар, тем больше опасность заноса в сторону. Как показывает опыт, игроки проявляют склонность к удару, сила кото­рого от подачи к подаче возрастает. Чтобы не допускать

Рис. 3

неоправданное возрастание силы удара, целесообразно сменять этот тип подачи другими подачами.

Стадия замаха: исходная позиция — боком к сетке, свободная, расслабленная стойка; подбрасывая мяч, бьющую руку отводят кругообразно назад-вниз при одновременном перенесении центра тяжести на но­гу, «удаленную от сетки».

Стадия удара: полная подача туловищем впе­ред при распрямлении. Удар по мячу высоко перед со-

 

бой вытянутой бьющей рукой; кисть касается центра мяча. Движение кисти загибом такое же, как при пря­мой подаче с кручением.

Конечная стадия: бьющая рука вследствие быстрого и сильного замаха продолжает главное движе­ние, центр тяжести перемещается на выносимую впе­ред ногу, полный поворот игрока до стойки лицом к сетке.

Подачи без вращения. Известны под названием планирующих подач. Это связано с характером переме­щения мяча в пространстве. Он как бы парит, плани­рует в воздухе.

Эффект планирующих подач основан на неправиль­ности траектории полета мяча, что вызывает при ее расчете дополнительные трудности у противника, тре­буя значительной сосредоточенности. Отклонение траек­тории полета возможно как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении (мгновенное, неожиданное, почти вертикальное падение мяча на землю). Причина этого в том, что мячу не придано вращение (направле­ние силы по центру). Мяч преодолевает воздушные те­чения различной плотности, что, в свою очередь, вызы­вает отклонение мяча, делает траекторию его полета сбивчивой.

Прямая планирующая подача (американский тип; рис. 4).

 

Стадия замаха: перед подбрасыванием мяч поднимают выше головы. Затем отводят вытянутую бьющую руку для замаха. Высота подбрасывания ма­лая, подача туловищем вперед незначительная,

Рис. 4

 

Стадия удара: кистевой сустав жестко напрягают перед самым ударом, удар осуществляют по центру мяча с дальнейшим его сопровождением. Конечная стадия: непосредственно после удара игрок выжидает, пока не «погаснет» движение. Боковую планирующую подачу (японский тип) вы­полняют с разбега или без него. Стадия замаха: исходная позиция — боком к сетке. Перенесение центра тяжести и движение замаха рукой почти такие же, как при подаче крюком. Бьющую руку далеко отводят в сторону-назад для замаха. Верхняя часть туловища также наклоняется в этом на­правлении.

Стадия удара: удар по мячу вытянутой рукой. Ладонью бьют по центру мяча. Касание мяча происхо­дит высоко над туловищем, которое в момент удара обращено к сетке почти прямо. Мяч сопровождается движением кисти.

Конечная стадия: бьющая рука и кисть оста­навливаются непосредственно после удара и лишь вслед за тем продолжают движение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал