Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика себестоимости продукции






Пример 1. Имеются следующие данные о затратах на продукцию на предприятии (табл. 111).

Таблица 111

Затраты на продукцию предприятия

Вид изделия Затраты на производство, тыс. руб. Изменение себестоимости, %
январь февраль
Макароны     +3
Спагетти     -5
Рожки     +7

 

Определите индексы затрат на производство макаронных изделий переменного, постоянного состава и структурных (ассортиментных) сдвигов.

Решение.

а) Определим индекс затрат переменного состава

 

 

б) Преобразуем агрегатную форму индекса себестоимости постоянного состава

 

=> => =>

 

в) Определим индекс структурных сдвигов

аналогично выразив общий индекс через индивидуальный индекс себестоимости

 

или 0, 988/0, 984=1, 004

Затраты на производство макаронных изделий снизились в среднем на 1, 2%, в том числе за счет снижения себестоимости на отдельные виды на 1, 6% и изменения ассортимента выпускаемой продукции на 0, 4%.

Пример 2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице 112 цепные показатели динамики по следующим данным о затратах на производство продукции предприятиями объединения (в сопоставимых ценах).

Таблица 112

Затраты на производство продукции предприятиями объединения

годы Затраты на производство продукции, млн. руб. По сравнению с предыдущим годом
Абсолютный прирост, млн. руб Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, млн. руб.
           
           
      153, 8    
        46, 2  
          1, 9
           

 

1. Определим объем затрат в 1999 году, используя взаимосвязь между показателем ряда динамики уi и абсолютным приростом

 

∆ у= уi - уi – 1

50= уi-130.

 

Таким образом затраты производства в 1999 году составили 180 млн. руб.

2. Определим объем затрат на производство продукции в 2000 году, используя взаимосвязь между показателями в расчете цепного темпа роста

 

, т.е. .

 

Таким образом у2000=276, 84 млн. руб.

 

3. Определим значение затрат на производство в 2001 году, используя имеющиеся значения темпа прироста 46, 2%.

Темп роста в 2001 году составил 146, 2%.

Таким образом ,

т.е. у2001=276, 84•1, 462=404, 74 млн. руб.

 

4. Определим значение затрат в 2002 году, зная абсолютное значение одного процента прироста определяется либо как отношение абсолютного прироста к темпу роста (цепного), либо как сотая часть от предыдущего уровня ряда.

Таким образом у2002=1, 9•100=190 млн. руб.

 

5. Определим значение затрат в 2003 году, если известно, что прирост за этот период составил 20 млн. руб. у2003=190+20=210 млн. руб.

5. Определим остальные недостающие показатели ряда динамики и занесем их в таблицу 113.

Таблица 113

Затраты на производство продукции предприятиями объединения

годы Затраты на производство продукции, млн. руб. По сравнению с предыдущим годом
Абсолютный прирост, млн. руб. Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1 % прироста, млн. руб.
  130, 00 - - - -
  180, 00   138, 5 38, 5 1, 3
  276, 84 96, 8 153, 8 53, 8 1, 8
  404, 74 127, 9 146, 2 46, 2 2, 77
  190, 00 -214, 74 46, 9 -53, 1 4, 05
  210, 00   110, 5 10, 5 1, 9

 

Таким образом за период с 1998 по 2003гг. наблюдался существенный рост затрат на производство продукции предприятиями объединения в сопоставимой оценке. Однако в 2002 году произошло резкое снижение затрат на производство продукции.

 

Задание 1. Имеются следующие данные о затратах на продукцию по предприятию (табл. 114).

Таблица 114

Затраты на продукцию в отчетном и базисном году

Вид изделия Затраты на производство, тыс. руб. Изменение себестоимости, %
Отчетный год Базисный год
№1     -8
№2     +5

 

Определите индексы затрат на производство переменного, постоянного состава и структурных (ассортиментных) сдвигов.

Задание 2. Имеются следующие данные о структуре себестоимости производства изделия в отчетном и базисном периодах (табл. 115).

 

Таблица 115

Структура себестоимости в отчетном и базисном годах

Виды статей Структура себестоимости, %
Базисный год Отчетный год
Сырье, материалы    
Электроэнергия   11, 5
Топливо   14, 2
Заработная плата   8, 3
Амортизация    

 

Определите существенность структурных различий в себестоимости изделия, используя индексы Салаи и Гатева.

Задание 3. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице базисные показатели динамики по следующим данным о затратах на производство продукции предприятиями (табл. 116).

Таблица 116

Затраты на производство продукции

годы Затраты на производство продукции, млн. руб. Базисные показатели динамики
Абсолютный прирост, млн. руб Темп роста, % Темп прироста, % Абсолютн. значение 1% прироста
  12, 9 -   - -
    2, 8      
      115, 5    
        20, 7  
        22, 5  
      150, 0    
    7, 0      
           
    5, 2   12, 6  

 

Сделайте выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Система показателей себестоимости продукции.

2. Основные методы, применяемые для анализа себестоимости продукции.

1.2.8. Статистика научно-технического прогресса [14]

Задание 1. Имеются следующие данные по ассигнованиям и внутренним затратам на научные исследования (табл.117).

Таблица 117

Динамика ассигнований и внутренних затрат на научные разработки в РФ

Показатель 1992г. 1995г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
Ассигнования федерального бюджета: млн. руб. (до 2000г. - млрд. руб.) 95, 3 4413, 6 17091, 7 23023, 0 29962, 5 41576, 3
Внутренние затраты на исследования и разработки: млн. руб. (до 2000 г. - млрд. руб.) в фактически действовавших ценах 140, 6 12149, 5 76697, 1 105260, 7 135004, 5 169862, 4
Внутренние затраты на исследования и разработки по видам деятельности всего: -   76697, 1 105260, 7 135004, 5 169862, 4
в том числе по секторам деятельности: -  
государственный - 3165, 4 18748, 6 25580, 3 33020, 0 42944, 9
предпринимательский - 8323, 9 54288, 8 73976, 2 94336, 3 116247, 9
высшего образования - 657, 4 3489, 3 5487, 7 7322, 9 10297, 7
частный бесприбыльный - 2, 7 170, 4 216, 5 325, 3 371, 9
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов (до 2000 г. - в разах) 26, 1 2, 3 120, 2 118, 6 115, 1 112, 0

 

Определите:

1. сумму ассигнований и внутренних затрат в сопоставимых ценах;

2. за каждый год рассчитайте структуру внутренних затрат на исследования и разработки в фактически действовавших ценах.

Сделайте выводы.

Задание 2. Имеются следующие данные о государственных ассигнованиях на исследования и разработки в России и ведущих зарубежных странах (табл.118).

 

 

Таблица 118

Государственные ассигнования на исследования и разработки в России и ведущих зарубежных странах в 2003 году, в % к ВВП[15]

Страна Государственные ассигнования, всего В том числе на гражданские исследования
Россия (из федерального бюджета)[16] 0, 61 0, 34
США 1, 08 0, 50
Германия 0, 8 0, 75
Финляндия 1, 01 0, 98
Швеция 0, 95 0, 74
Япония 0, 72 0, 69

 

Рассчитайте относительные величины сравнения (с Россией) государственных и гражданских исследований. Сделайте выводы.

Задание 3. Имеются следующие данные о деятельности научных организаций России (табл.119).

Таблица 119

Динамика деятельности научных организаций в России

Годы Число организаций, ведущих подготовку аспирантов Численность аспирантов (на конец года), человек Прием в аспирантуру, человек Выпуск из аспирантуры, человек в том числе с защитой диссертации
  Всего
           
           
           
           
           
           
           
  Научно-исследовательские институты
           
           
           
           
           
           

 

Продолжение таблицы 119

           
  Высшие учебные заведения
           
           
           
           
           
           
           

 

Определите:

1. по каждому показателю (число аспирантов всего, в том числе в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях) постройте уравнение тренда;

2. за каждый год рассчитайте удельный вес научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений в общем числе организаций;

3. по каждому показателю рассчитайте цепные и базисные темпы роста.

Сделайте выводы.

 

Задание 4. Имеются следующие данные о численности, приеме и выпуске аспирантов по отраслям науки в 2004году (табл.120).

Таблица 120

Динамика численности, приема и выпуска аспирантов по отраслям науки в 2004 году в РФ

Показатель Численность аспирантов (на конец года) Прием в аспирантуру Выпуск из аспирантуры в том числе с защитой диссертации
Всего        
в том числе по отраслям науки:        
физико-математические        
химические        
биологические        
технические        
сельскохозяйственные        
исторические        
экономические        
философские        
филологические        
юридические        

Продолжение таблицы 120

педагогические        
медицинские        
фармацевтические        
ветеринарные        
искусствоведение        
архитектура        
психологические        
социологические        
культурология        
политические        
науки о Земле        
прочие отрасли науки        

 

Определите:

1. структуру аспирантской подготовки по численности обучающихся, приему и выпуску;

2. по каждой отрасли науки определите удельный вес защитивших диссертацию.

Сделайте выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Основные показатели статистики науки и инноваций, научных исследований и разработок.

2. Показатели кадрового потенциала, материально – технической базы и финансирования исследований и разработок.

3. Показатели патентной статистики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал