Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анамнез жизни детей старшего возраста
1. Какой по счету ребенок. Как развивался в период раннего детства. 2. Поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников — успеваемость в школе, какие предметы предпочитает. 3. Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства. 4. Профилактические прививки. 5. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результаты. Контакт с туберкулезными больными. 6. Половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность). К анамнезу жизни относится и сбор семейного анамнеза, при этом наряду с паспортными данными родителей выясняют: 1. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца. Наличие в семье инфекционных (туберкулез, сифилис, токсоплазмоз и др.), психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний. Наличие таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, возможные профессиональные вредности. 2. Генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек вверх — по вертикали, и до братьев и сестер — по горизонтали. При необходимости объем генеалогического исследования может быть расширен. Желательно, чтобы полученные данные отражались в генетической карте. Семейный анамнез даёт вам возможность оценить риск возникновения у больного некоторых заболеваний, а также предположить, чем он страдает. Кроме того, может обнаружиться и семейная патология. Психосоциальный анамнез иногда позволяет предположить наличие некоторых патогенных факторов и помогает оценить источники существования больного, вероятные реакции на болезнь, приспособительные механизмы, силы больного и его тревоги. Он помогает узнать больного как личность. Символы, используемые при составлении родословных. 1. Оценка материально-бытовых условий, направленная на выяснение неблагоприятных причин, могущих спровоцировать болезненное состояние ребенка. Из материально-бытовых условий обращают внимание на материальный доход семьи (где работают родители, их профессия и общий заработок, число членов семьи) и на бытовые условия (в какой квартире проживает семья, число проживающих детей и взрослых). Помимо вышеизложенного, при сборе анамнеза обязательно уточняют, посещает ли ребенок детские учреждения, кто ухаживает за ребенком, состояние здоровья лица, ухаживающего за ребенком. Имеет ли ребенок собственную комнату, кровать, обеспечен ли бельем, одеждой и игрушками. Соблюдает ли режим дня, гигиенические правила. Для школьников целесообразно выяснить условия обучения (школьная и внешкольная нагрузка, распорядок дня, режим питания). ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (STATUS PRAESENS) Объективное исследование начинают с осмотра ребенка, который должен быть раздет: до 3 лет ребенка следует раздеть полностью, дошкольников до трусов, детей школьного возраста (особенно девочек в период полового созревания) следует раздевать постепенно, по мере исследования. При осмотре ребенок располагается лицом к источнику света. Оценка общего состояния ребенка основана на объективных признаках — сознание, активность поведения, весь комплекс непосредственного исследования больного; обязательно учитывают степень выраженности интоксикации и (или) функциональных нарушений систем организма. Окончательное заключение дается по окончании, объективного осмотра, однако при описании статуса эта характеристика ставится на первое место. Выделяют удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое состояние. Параллельно отмечается самочувствие ребенка, которое является его субъективным ощущением (страдает, не страдает, нарушено, не нарушено), настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое), реакция на осмотр (адекватная, неадекватная), Оценивают интерес к игрушкам, окружению. После этого переходят к оценке активности ребенка (активное, пассивное, вынужденное). Под активным, понимают такое положение ребенка, при котором он занимает непринужденную позу, легко меняет свое положение, совершает активные движения. О пассивном положении говорят в том случае, если без посторонней помощи ребенок не может изменить своего положения. Наконец, если для облегчения своего состояния ребенок принимает какое-то особенное положение (например, поза легавой собаки при менингите, сидячее положение с упором о край кровати или о колени при приступе бронхиальной астмы — ортопноэ), то оно оценивается как вынужденное. Ограничение режима по терапевтическим показаниям не является свидетельством пассивного положения больного. Далее оценивается сознание. Оно может быть ясным, сомнолентным, сопорозным. При ясном сознании ребенок легко ориентируется во времени и пространстве. Если сознание утрачено, то необходимо обратить внимание на ширину зрачков и наличие их реакции на свет. Широкие, не реагирующие на свет зрачки без тенденции к сужению — один из симптомов глубокого угнетения ЦНС. У таких больных обязательно надо проверить болевую реакцию и рефлексы с гортани и глотки, которые позволяют определить глубину комы. Противоположная ситуация, связанная с возбуждением ЦНС, может проявляться в виде делирия и судорожного синдрома. ПАЛЬПАЦИЯ (PALPATIO) Метод пальпации (ощупывания) основан на тактильной, температурной и других видах чувствительности кожи ладонной части кисти и пальцев с целью изучения физических свойств тканей и органов, топографических соотношений между ними и их чувствительности. Этим методом пользуются при исследовании кожи и подкожной клетчатки, мышц, лимфатических узлов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Особенно большое практическое значение он имеет при обследовании органов брюшной полости. Проводят пальпацию одной или обеими руками. При жалобах на болезненность определенных участков тела их пальпируют в последнюю очередь. Относительно мягкое тело (например, кишку) можно пальпировать во время движения пальцев только путем прижатия его к твердой «подкладке» (кость, ладонь врача при бимануальной пальпации). Различают два основных вида пальпации — поверхностную и глубокую. При поверхностной пальпации обычно оценивают температуру, влажность кожи, поверхностную чувствительность, определяют характеристики лимфоузлов. К поверхностной пальпации относят также и некоторые специальные методы исследования - пальпация пульса, определение эластичности кожи, толщины подкожного жирового слоя, оценку тургора и тонуса мышц, голосовое дрожание. Глубокую пальпацию применяют, в основном, для обследования органов, расположенных в брюшной полости. В пальпации участвуют пальцы, которые оказывают давление на брюшную стенку. Глубокую пальпацию некоторых органов (печень, селезенка, почки) проводят с участием обеих рук (бимануальная пальпация). Для выявления достаточно большого количества свободной жидкости в брюшной полости применяют специальный метод — баллотирование (баллотирующая пальпация). Для обнаружения локальной болезненности в проекции органов применяют так называемую проникающую пальпацию. Для этого одним пальцем сильно надавливают на исследуемый участок. Поскольку при использовании проникающей пальпации должно появиться неприятное ощущение, у детей ее проводят в конце обследования и обязательно симметрично. Пальпация позволяет определить локализацию, размеры и форму исследуемого органа или иного образования, характер поверхности, плотность (консистенцию), подвижность (смещаемость), взаимоотношения с другими органами. Кроме того, во время ощупывания врач оценивает болезненность в пальпируемой области на основании жалоб, по изменению мимики, наличию мышечного напряжения, рефлекторным движениям. ПЕРКУССИЯ (PERCUSSIO) Метод перкуссии (поколачивания) основан на том, что при поколачивании но поверхности тела в близко расположенном или подлежащем органе возникают колебания, которые могут быть услышаны. По характеру выслушиваемого перкуторного звука различают два крайних варианта. Тихий, короткий и высокий перкуторный звук носит название абсолютно тупого или бедренного (поколачивание в области мышц, печени, не покрытого легкими сердца). Громкий, продолжительный и низкий звук обозначают как тимпанический, который возникает над органами, содержащими воздух (желудок, кишечник, полости в легких). Между этими крайними вариантами существуют и ряд промежуточных - легочный, коробочный, притупленный непосредственная и опосредованная перкуссия. В проведении перкуссии необходимо соблюдать некоторые общие правила: 1. Для получения наибольшей информации имеет значение положение больного, которое при перкуссии отдельных органов может быть различным, например, легкие перкутируют, как правило, в положении стоя, а органы брюшной полости — лежа. 2. Очень важным является правильное положение пальца- плессиметра. Его прикладывают плотно на всем протяжении, но без большого давления. Другие пальцы руки должны быть отделены от пальца-плессиметра. 3. Положение пальца, наносящего перкуссионный удар. Обычно используют средний палец правой руки, который необходимо согнуть таким образом, чтобы он при перкуссии падал на палец-плессиметр строго вертикально. 4. Техника нанесения перкуторного звука. Необходимо следить за тем, чтобы перкуторный удар наносился не всей рукой, а только путем движения в лучезапястном суставе. При этом перкутирующий палец не делает самостоятельных движений и падает отвесно на палец-плессиметр. 5. Перкуторный удар. При перкуссии удар должен быть коротким 6. Сила перкуторного удара может различаться в зависимости от цели самой перкуссии. Различают два вида перкуссии — громкую (сильную, глубокую) и тихую (поверхностную, слабую). Нанесение удара средней силы для любых целей исследования приносит наименьшую информацию. При определении границ и размеров органов (топографическая перкуссия), как правило, используют тихую перкуссию или пороговую (тишайшую перкуссию), которая хорошо себя зарекомендовала в детской практике. Смысл пороговой перкуссии заключается в том, что врач подбирает такую силу перкуторного удара, при котором при переходе границы исследуемого органа звуковое восприятие звука исчезает и фиксируется только осязательный эффект. При сравнительной перкуссии, когда проводится сопоставление звучности в симметричных отделах органов (легкие, брюшная полость), чаще используют громкую перкуссию. Существует также несколько общих правил для топографической перкуссии. Она всегда проводится в направлении от более ясного перкуторного звука к более тупому. Расположение пальца-плессиметра должно быть параллельно искомой границе органа. Отметка границы органа проводится по краю пальца-плессиметра, обращенного к более ясному перкуторному звуку. Близким к перкуссии является метод аускультофрикции. В основе его лежит выслушивание «шороха», образуемого скребущими движениями ребра стетоскопа. Различия в звучании соответствуют границе между ясным и тупым звуком. В основном метод применяется в определении топографических границ крупных органов (сердце, печень). АУСКУЛЬТАЦИЯ (AUSCULTATIO) Метод аускультации (выслушивания) основан на фиксации естественных звуковых феноменов, возникающих в процессе деятельности организма. Хотя и существуют два вида аускультации — непосредственная и опосредованная, в настоящее время врачи используют только последнюю. Опосредованное выслушивание проводится стето- или стетофонендоскопом (в фонендоскопе для усиления звука используется мембрана). У детей, в связи с лучшей слышимостью звуковых феноменов, используется практически только стетоскоп. При аускультации, так же как и при других методах объективного исследования, следует соблюдать определенные правила. 1. Положение врача должно быть удобным, а положение больного 2. Раструб стетоскопа должен быть плотно и равномерно приложен 3. Необходима тишина в помещении. Следует строго выполнять 4. Наконец, немаловажным условием успешности аускультации является привычка к стетоскопу. Кстати, педиатр при выборе стетоскопа должен предпочесть стетоскоп с малым диаметром раструба, поскольку при выслушивании маленького ребенка это может иметь большое значение.
|