Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины и проведению основных форм учебных занятий.






 

Согласно учебному плану, основными формами организации образовательного процесса по курсу «Управление общественными отношениями» являются лекции, практические занятия, консультации, экзамены, выполнение реферата. Их количество, объем, соотношение, виды зависят от уровня и формы обучения. Однако в организационно-методическом плане ко всем видам учебной деятельности должны предъявляться требования, независимо от уровня и формы обучения.

Лекция – одна из основных форм организации образовательного процесса в высшей школе. Традиционная лекция представляет из себя монологическое изложение преподавателем учебного материала, работа студентов здесь является весьма пассивной и представлена, как правило, ведением конспекта. Инновационные формы лекций (лекция-беседа, лекция-диалог и др.) встречаются реже и связаны с личностно-профессиональными особенностями и предпочтениями педагога.

В содержательном плане лекция должна включать основные вопросы соответствующей области знаний, ее понятийно-терминологический аппарат, современные научные теории, идеи. В целом, лекционный курс содержат главные теоретико-методологические проблемы преподаваемой дисциплины, а раскрытие этих проблем на фактическом материале и закрепление полученных студентами знаний должно проходить на практических занятиях.

В структуре лекционного курса необходимо особо выделять вводную и заключительную лекции. Вводная лекция дает общее представление обо всем курсе, о его взаимосвязях с другими дисциплинами, раскрывает структуру и логику конкретной области знаний, доводит до учащихся основную терминологию дисциплины. Заключительная лекция должна подвести итоги изучения материала по дисциплине, выделить главные моменты, показать прикладное значение полученных знаний.

Каждая лекция должна быть тематически завершенной, целостной, логически стройной. Это достигается делением лекций на разделы (учебные вопросы), выделением вступительной и заключительной части.

В целях активизации познавательной деятельности студентов необходимо применять метод проблемного изложения материала, использовать элементы самостоятельной работы на лекциях, иллюстративный материал, технические средства обучения.

Практические занятия в высшей школе в рамках социально-гуманитарных дисциплин традиционно представлены семинарами, работой с докладами, игровыми формами и др. Главная задача практических занятий – соотнесение теоретических знаний, полученных на лекциях или в ходе самостоятельной работы, с фактическим материалом дисциплины, выработка навыков свободного обсуждения проблем, аргументации, доказательства, умения владеть вниманием аудитории. Обязательным дидактическим элементом каждого практического занятия является подведение итогов работы, оценка занятия как в целом в группе, так и индивидуально отдельных студентов со стороны преподавателя.

Семинары, как правило, представляют собой обсуждение всеми студентами группы какой-либо темы (проблемы) по заранее поставленным вопросам. Семинарская форма обучения в классическом виде является довольно удачной комбинацией самостоятельной работы студентов и аудиторного занятия.

При любой форме семинара преподаватель должен быть организатором процесса совместного со студентами движения к решению поставленной проблемы.

Дидактические (деловые и ролевые) игры.

Этот вид групповой работы обеспечивает активизацию студентов, побуждает их к интенсивной самостоятельной аналитической работе, помогает освободиться от шаблонов, формировать собственные убеждения. Игра как дидактический метод основан на максимальной рефлексии учащихся и в этом отношении позволяет достичь максимального творческого (и порой неожиданного) эффекта на аудиторном занятии. С помощью деловых игр достигается сразу несколько целей:

1) Вырабатываются навыки решения конкретных задач.

2) Студенты учатся принимать решения в необычных ситуациях.

3) Развиваются способности комплексного подхода к рассматриваемому явлению.

4) Развивается творческое мышление.

5) Снимаются формализованные ограничивающие установки в общении «студент – студент» и «студент – преподаватель».

Данная форма занятий эффективна только при тщательной предварительной работе преподавателя и требует специальной профессионально-творческой подготовки.

Консультации проводятся с целью оказания помощи учащимся в их самостоятельной работе по изучению курса, подготовке к экзаменам, докладам. Каждый вид консультации имеет свои особенности. Групповые консультации перед экзаменами имеют цель помочь студентам систематизировать подготовленный материал, проверить качество подготовки, иногда дать новый материал. Индивидуальные консультации предполагают более углубленную работу по отдельным наиболее сложным темам с отдельными учащимися. На этих консультациях преподаватель осуществляет педагогическую диагностику подготовки студента, направляет его работу над докладом, рефератом и другими видами самостоятельной работы студентов.

Свои особенности имеет изучение данной дисциплины на заочном отделении. Количество аудиторных часов здесь значительно меньше, чем на дневном отделении. В силу этого резко возрастает объем самостоятельной работы учащихся по изучению дисциплины. Эти обстоятельства отражаются на назначении и содержании всех видов учебной работы. Основное внимание на аудиторных занятиях должно быть уделено концептуальным проблемам дисциплины.

Лекции при этом должны носить обзорно-консультативный характер. Практические занятия – давать образцы для последующей самостоятельной работы. Особое внимание должно быть обращено на выполнение самостоятельной работы студентов в межсессионный период.

В преподавании данной дисциплины на заочном отделении больше внимания следует уделять актуализации изучаемого материала, прикладному значению конкретных знаний, умений и навыков, проблемам адаптации описанного в специальной литературе опыта в современных условиях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал