Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии






взрослых................................................................298

А. К. Канатов. Обучаемость взрослых

в различные периоды зрелости................................329

Е. И. Степанова. Психология взрослых........................335

А. Адлер. Стиль жизни................................................343

Понимание стиля жизни..........................................................345

Коррекция стиля жизни...........................................................350

А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.......... 353

Поведение, ведущее к самоактуатизацин..........................357

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза................ 365

Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания...............366

Противоречия индивидуального развития

и его гетерохронность.........................................................366

Онтогенетическая эволюция

психофизиологических функций человека.................376

Влияние жизненного пути человека

на его онтогенетическую эволюцию..............................378

Соотношение возрастно-половых и

нейродинамических свойств в период старения........379

К типологии старения...............................................................386

Регулирование взаимосвязей онтогенетических

свойств человека...................................................................397

Возрастание роли билатерального регулирования

в онтогенетической эволюции человека.......................401

М. Д. Александрова. Геронтогенез человека.................406

О термине «геронтогенез».......................................................406

О геронтогенезе человека........................................................407

6 Содержание

О фазах геронтогенеза..............................................................409

О законах геронтогенеза...........................................................411

О факторах, влияющих на старение.....................................414

Об эволюционных факторах геронтогенеза......................416

Содержание социальной геронтологии...............................419

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов

на протяжении жизни.............................................436

Что такое всевозрастное развитие?......................................437

Основные положения всевозрастного

подхода.....................................................................................438

Экспериментальное исследование

интеллектуального развития............................................438

Процесс интеллектуального развития

происходит всю жизнь и является

многонаправленным............................................................439

Интеллектуальное развитие как динамика

роста (приобретений) и упадка (потерь)....................444

Пластичность психического развития...............................448

Развитие детерминируется разнородными

группами факторов..............................................................451

О междисциплинарном подходе

к психическому развитию..................................................457

Ретроспектива и перспективы................................................458

Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. Синтез теоретических знаний в современной

геронтологии..........................................................459

В. В. Фролькис. Старение...........................................465

Витаукт...........................................................................................470

В. Д. Шапиро. Концепция социального

поведения личности в пожилом возрасте..................472

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека.......................478

Генеративность против стагнации........................................478

Целостность эго против отчаяния.........................................479

В. Франкл. Психическая гигиена для людей

преклонного возраста.............................................481

Содержание

А. Л. Решетюк, Е. И. Стеженская, В. Н. Бугаев, В. Н. Яхно, В. Л. Бакалейникова, А. А. Поляков, П. С. Волкова, Т. А. Жолос, Е. А. Черкасская. Герогигиенические проблемы современного производства..........................................................486

Л. Н. Кулешова, Е. Ф. Рыбалко.

Психологическая реабилитация пожилых

на производстве.....................................................492

Н. Н. Сачук. Проблемы программированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни.......................................................497

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология как наука, изучающая человека, не может абстраги­роваться от одной из важнейших его характеристик — возраста. С другой стороны, ни один из аспектов прикладной психологии немыслим без знания возрастных особенностей человека, сенси­тивных и критических периодов его развития, специфических проблем, возникающих на каждой из стадий развития. Не слу­чайно многие направления современной психологии, такие как психодиагностика, коррекционная психология и др., возник­ли и прошли начальный путь своего развития в недрах возраст­ной психологии. Кроме того, важнейший принцип всей пси­хологической науки — принцип развития, предполагающий изучение любого явления в процессе его зарождения, станов­ления и развития, наиболее полное выражение нашел именно в возрастной психологии.

В предлагаемую вниманию читателей хрестоматию авторы-составители включили работы, которые позволяют предста­вить развитие человека как единство процессов онтогенетичес­кой эволюции и жизненного пути. Основополагающей в этом смысле является статья Б. Г. Ананова «О системе возрастной психологии», в которой обоснован комплексный подход и на­мечены контуры психологии развития как единой системы зна­ний, охватывающей все стадии человеческого развития — от рождения до последних лет жизни и изучающей каждый мо­мент развития в единстве и взаимопереплетении свойств че­ловека как индивида, личности, субъекта деятельности и инди­видуальности. Это позволяет понять физическое, психическое, личностное развитие человека в социальном, историческом, культурном контекстах.

Для современной психологии развития очень важны ее прак­тические аспекты, которые подробно рассмотрены в статье про-

Предисловие 9

фессора Е. Ф. Рыбалко. Специальный раздел хрестоматии по­священ анализу факторов психического развития, учитывая их значимость и дискуссионность.

В последние годы в качестве одного из мощных факторов, влияющих на психику человека и обусловливающих его после­дующее развитие, выделен фактор социальной и эмоциональ­ной депривации. Исходя из того что большое количество де­тей в современной России испытывает на себе его влияние, мы сочли необходимым выделить самостоятельный небольшой раздел, посвященный влиянию депривации на психическое развитие.

Современная психология представляет возрастное развитие человека как имеющее стадиальный характер, проходящий че­рез определенные периоды, кризисы, нормативные и ненорма­тивные. Вместе с тем проблема периодизации недостаточно разработана, дискуссионными представляются подход и осно­вания для выделения периодов и фаз развития. В разделе, по­священном периодизации развития, представлены две работы. Одна из них — статья В. А. Ганзена и Л. А. Головей «Опыт сис­темного описания онтогенеза» — представляет собой попыт­ку систематизации онтогенеза и выделения периодов, фаз и стадий развития, исходя из соотнесения особенностей измене­ний, происходящих на разных уровнях целостной индивиду­альности. Вторая статья этого раздела отражает психоанали­тический подход к периодизации Э. Эриксона, характеризую­щего развитие как последовательное прохождение человека через восемь кризисов или конфликтов, особенности прохож­дения которых оказывают влияние на все последующее разви­тие человека. Необходимо учитывать при этом, что развитие человека — процесс в высшей степени индивидуализирован­ный, и развитие каждого конкретного человека невозможно уложить в четкие границы какой-либо теории.

Последующие разделы хрестоматии содержат работы, по­священные характеристикам основных периодов развития че­ловека. Мы постарались отобрать работы, характеризующие наиболее полным образом каждый этап человеческой жизни. Отличительная особенность данной хрестоматии по сравне­нию с другими подобными работами заключается в достаточно

10 Предисловие

подробном представлении периода взрослости и позднего пе­риода жизни — геронтогенеза.

В каждом разделе содержится материал, характеризую­щий индивидуальные, субъектные, личностные особенности человека, находящегося на определенной стадии развития. Мы надеемся, что размещенный в хрестоматии материал рас­ширит представление читателей о богатстве и многообразии человеческого развития на всех этапах его жизненного пути.

Доктор психологических наук, профессор Головей Л. А.

I______________


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал