![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии
взрослых................................................................298 А. К. Канатов. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости................................329 Е. И. Степанова. Психология взрослых........................335 А. Адлер. Стиль жизни................................................343 Понимание стиля жизни..........................................................345 Коррекция стиля жизни...........................................................350 А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.......... 353 Поведение, ведущее к самоактуатизацин..........................357 ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза................ 365 Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания...............366 Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность.........................................................366 Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека.................376 Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию..............................378 Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период старения........379 К типологии старения...............................................................386 Регулирование взаимосвязей онтогенетических свойств человека...................................................................397 Возрастание роли билатерального регулирования в онтогенетической эволюции человека.......................401 М. Д. Александрова. Геронтогенез человека.................406 О термине «геронтогенез».......................................................406 О геронтогенезе человека........................................................407 6 Содержание О фазах геронтогенеза..............................................................409 О законах геронтогенеза...........................................................411 О факторах, влияющих на старение.....................................414 Об эволюционных факторах геронтогенеза......................416 Содержание социальной геронтологии...............................419 Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни.............................................436 Что такое всевозрастное развитие?......................................437 Основные положения всевозрастного подхода.....................................................................................438 Экспериментальное исследование интеллектуального развития............................................438 Процесс интеллектуального развития происходит всю жизнь и является многонаправленным............................................................439 Интеллектуальное развитие как динамика роста (приобретений) и упадка (потерь)....................444 Пластичность психического развития...............................448 Развитие детерминируется разнородными группами факторов..............................................................451 О междисциплинарном подходе к психическому развитию..................................................457 Ретроспектива и перспективы................................................458 Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. Синтез теоретических знаний в современной геронтологии..........................................................459 В. В. Фролькис. Старение...........................................465 Витаукт...........................................................................................470 В. Д. Шапиро. Концепция социального поведения личности в пожилом возрасте..................472 Э. Эриксон. Восемь возрастов человека.......................478 Генеративность против стагнации........................................478 Целостность эго против отчаяния.........................................479 В. Франкл. Психическая гигиена для людей преклонного возраста.............................................481 Содержание А. Л. Решетюк, Е. И. Стеженская, В. Н. Бугаев, В. Н. Яхно, В. Л. Бакалейникова, А. А. Поляков, П. С. Волкова, Т. А. Жолос, Е. А. Черкасская. Герогигиенические проблемы современного производства..........................................................486 Л. Н. Кулешова, Е. Ф. Рыбалко. Психологическая реабилитация пожилых на производстве.....................................................492 Н. Н. Сачук. Проблемы программированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни.......................................................497 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология как наука, изучающая человека, не может абстрагироваться от одной из важнейших его характеристик — возраста. С другой стороны, ни один из аспектов прикладной психологии немыслим без знания возрастных особенностей человека, сенситивных и критических периодов его развития, специфических проблем, возникающих на каждой из стадий развития. Не случайно многие направления современной психологии, такие как психодиагностика, коррекционная психология и др., возникли и прошли начальный путь своего развития в недрах возрастной психологии. Кроме того, важнейший принцип всей психологической науки — принцип развития, предполагающий изучение любого явления в процессе его зарождения, становления и развития, наиболее полное выражение нашел именно в возрастной психологии. В предлагаемую вниманию читателей хрестоматию авторы-составители включили работы, которые позволяют представить развитие человека как единство процессов онтогенетической эволюции и жизненного пути. Основополагающей в этом смысле является статья Б. Г. Ананова «О системе возрастной психологии», в которой обоснован комплексный подход и намечены контуры психологии развития как единой системы знаний, охватывающей все стадии человеческого развития — от рождения до последних лет жизни и изучающей каждый момент развития в единстве и взаимопереплетении свойств человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Это позволяет понять физическое, психическое, личностное развитие человека в социальном, историческом, культурном контекстах. Для современной психологии развития очень важны ее практические аспекты, которые подробно рассмотрены в статье про- Предисловие 9 фессора Е. Ф. Рыбалко. Специальный раздел хрестоматии посвящен анализу факторов психического развития, учитывая их значимость и дискуссионность. В последние годы в качестве одного из мощных факторов, влияющих на психику человека и обусловливающих его последующее развитие, выделен фактор социальной и эмоциональной депривации. Исходя из того что большое количество детей в современной России испытывает на себе его влияние, мы сочли необходимым выделить самостоятельный небольшой раздел, посвященный влиянию депривации на психическое развитие. Современная психология представляет возрастное развитие человека как имеющее стадиальный характер, проходящий через определенные периоды, кризисы, нормативные и ненормативные. Вместе с тем проблема периодизации недостаточно разработана, дискуссионными представляются подход и основания для выделения периодов и фаз развития. В разделе, посвященном периодизации развития, представлены две работы. Одна из них — статья В. А. Ганзена и Л. А. Головей «Опыт системного описания онтогенеза» — представляет собой попытку систематизации онтогенеза и выделения периодов, фаз и стадий развития, исходя из соотнесения особенностей изменений, происходящих на разных уровнях целостной индивидуальности. Вторая статья этого раздела отражает психоаналитический подход к периодизации Э. Эриксона, характеризующего развитие как последовательное прохождение человека через восемь кризисов или конфликтов, особенности прохождения которых оказывают влияние на все последующее развитие человека. Необходимо учитывать при этом, что развитие человека — процесс в высшей степени индивидуализированный, и развитие каждого конкретного человека невозможно уложить в четкие границы какой-либо теории. Последующие разделы хрестоматии содержат работы, посвященные характеристикам основных периодов развития человека. Мы постарались отобрать работы, характеризующие наиболее полным образом каждый этап человеческой жизни. Отличительная особенность данной хрестоматии по сравнению с другими подобными работами заключается в достаточно 10 Предисловие подробном представлении периода взрослости и позднего периода жизни — геронтогенеза. В каждом разделе содержится материал, характеризующий индивидуальные, субъектные, личностные особенности человека, находящегося на определенной стадии развития. Мы надеемся, что размещенный в хрестоматии материал расширит представление читателей о богатстве и многообразии человеческого развития на всех этапах его жизненного пути. Доктор психологических наук, профессор Головей Л. А. I______________
|