Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основополагающая вера и надежда (basic trust) против
ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ БЕЗНАДЕЖНОСТИ (MISTRUST)1 Первое проявление социальной веры у младенца заключается в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Опыт совместной с матерью регуляции все более возрастающих физиологических емкостей его тела и материнских приемов кормления постепенно помогает ему уравновешивать Дискомфорт, вызванный незрелостью врожденных механизмов гомеостаза. Во все более увеличивающееся время бодрст- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1995. 4 Зак. мь 401 вования он обнаруживает, что все больше и больше чувственных впечатлений вызывает ощущение знакомости, совпадения с состояниями внутреннего комфорта. Формы комфорта и связанные с ним люди становятся так же знакомы, как и причиняющий беспокойство дискомфорт, связанный с кишечником. Первое социальное достижение младенца состоит в готовности позволить матери исчезнуть из виду без всякой чрезмерной I тревожности или гнева, поскольку ее существование стало внутренней уверенностью, точно так же как и ее новое появление -предсказуемым. Такое постоянство, непрерывность и тожде-, ственность жизненного опыта формирует зачаточное чувство собственной индивидуальности, которое зависит, я думаю, от I признания того факта, что существует «внутреннее население» запечатленных и антиципированных ощущений и образов, которое строго соответствует «внешнему населению» знакомых н предсказуемых вещей и людей. То, что мы здесь называем верой и надеждой (trust), соответствует тому, что Тереза Бенедек называет доверием. Если я предпочитаю слово «вера и надежда», то только потому, что оно более безыскусственно и более многозначно: о младенце уже можно сказать, что он верит и надеется, хотя еще никак нельзя сказать, что он доверяет. Более того, общее состояние веры предполагает не только тот факт, что некто научился полагаться на тождественность и непрерывность существования внеш-1 них агентов, но и то, что он может верить в себя и в возможности своего собственного организма справиться со всеми неот-1 ложными позывами; что он способен рассматривать себя как заслуживающего достаточного доверия, чтобы не опасаться во I время кормления его зубов. Постоянное опробование и проверка отношений между! внутренним и внешним миром проходит свое решающее испы-1 тание во время приступов ярости, свойственных стадии проре-1 зания зубов, когда рост зубов вызывает у ребенка боль и когда! друзья из внешнего мира либо оказываются бесполезными в I плане облегчения этой боли, либо же вообще пытаются воспре' I пятствовать единственному действию, которое приносит об-1 легчение: укусу. Однако, по-видимому, не одно прорезание зубов I само по себе вызывает все те жестокие последствия, которые I еМУ приписываются. Как уже было в общих чертах сказано ра-Heei младенец сейчас стремится «схватить» все больше, но при этом он чаще всего находит, что наиболее желаемые вещи (сосок и грудь, а также сосредоточенное внимание и забота матери) постоянно от него ускользают. Как кажется, прорезание зубов имеет прототипическое значение и может быть хорошей моделью для мазохистической тенденции находить собственное мучительное утешение, наслаждаясь своей болью, когда нет возможности предупредить какую-то значительную потерю. <...> Психоанализ предполагает, что ранний процесс дифференциации между внутренним и внешним миром является источником проекции и интроекции, которые остаются одними из самых глубинных и наиболее опасных защитных механизмов. При помощи интроекции мы чувствуем и действуем так, как если бы внешние добродетели стали нашим внутренним достоянием. При помощи проекции мы переживаем наше внутреннее неблагополучие как нечто внешнее по отношению к нам: мы наделяем других значительных людей теми пороками, которые на деле коренятся в нас. Можно предположить, что эти два механизма — проекция и интроекция — могут быть моделями любых ситуаций, когда ребенок стремится экстериоризировать свою боль и интериоризировать удовольствие. Стремление это является свидетельством большей зрелости чувств и, в конечном счете, мышления. Эти механизмы более или менее нормально восстанавливаются впоследствии в тех острых кризисах любви, веры и надежды, которые переживают взрослые; они же могут характеризовать иррациональные установки по отношению к соперникам и врагам, существующие среди массы «зрелых» индивидов. Твердое установление выстраданных типов решения ядерного конфликта основополагающей веры против основополагающей безнадежности является первой задачей личности (ego) bo внешнем плане существования. Поэтому оно должно быть и Первоочередной целью материнской заботы. Однако позволительно будет заметить, что «количество» веры и надежды, вы-1есенной из первого жизненного опыта младенца, зависит, по-*иДИмому, не столько от абсолютного количества пищи или проявленной любви, сколько от качества материнских отношений с ребенком. Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре. Это формирует у ребенка основу чувства собственной индивидуальности, которое позже войдет со-1 ставной частью в ощущение того, что у него «все в порядке», того, что он является самим собой и становится тем человеком, в которого, как верили другие, он и должен был вырасти. <...> Родители не должны руководить ребенком только путем запрета или принуждения; они также должны уметь передать ребенку глубокое и почти органическое убеждение, что есть некое значение в том, что они сейчас с ним делают. В конечном счете, ребенок становится невротиком не просто вследствие фрустраций, а вследствие отсутствия или утраты социальных знаний этих фрустраций. Но даже при наиболее благоприятных условиях эта стадия, как кажется, вносит в психическую жизнь (человека) чувство внутренней отторгнутое™ и всеобъемлющей тоски по утраченному I раю. Именно этому могучему сплаву чувств лишенности, отторгнутости и заброшенности на протяжении всей человеческой жизни должна противостоять основополагающая вера и надежда. Каждая последовательная стадия и каждый кризис имеют I специальное отношение к одному из основных элементов об-1 щества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и социальные институты развиваются вместе. В этой главе, но-1 еле описания каждой стадии, мы кратко укажем, какой элемент социальной организации с ней связан. Эта связь является двухсторонней: человек привносит в эти институты остатки своего младенческого сознания и свой юношеский пыл и получает взамен — до тех пор пока институты эти остаются действительными — подкрепление своих детских приобретений. Родительская вера, поддерживающая первые проявления ос-1 новополагающей веры и надежды у новорожденного, исторически повсеместно ищет защиты своему институту в организованной .9 1 О1 религии, хотя бывает, что находит в ней своего величайшего врага. Вера и надежда, рожденные заботой, фактически являются пробным камнем действительности данной религии. Все религии имеют общее в том, что исповедующие их люди вре-ленами по-детски полностью предаются во власть Провидения, распоряжающегося земной судьбой точно так же, как и душевным здоровьем; демонстрируют человеческую ничтожность путем принятия униженных поз и смиренных жестов; каются во время молитв и песнопений в греховных поступках и помышлениях; пламенно взывают к внутреннему единению с божественным Провидением и, наконец, постигают, что личная вера должна стать общей верой, личное неверие — общепризнанным грехом, причем личное воскресение должно стать частью ритуальной практики многих, а также знаком того, что вся человеческая общность в целом достойна веры. Мы уже показывали, как примитивные племена, имеющие дело только лишь с отдельным куском природы, развивают коллективную магию, которая, по-видимому, представляет сверхъестественное Провидение в качестве довольно гневливого попечителя о пище и добром здравии, которого можно умилостивить молитвой и самоистязанием <...>. Каждое общество и каждый возраст должны находить рутинную форму почитания, которая выводит любовь к жизни из образа мира, переходя от предопределенности к полной необусловленности. Клиницист может наблюдать, как очень многие люди гордятся тем, что обходятся без религии, тогда как их дети не могут позволить себе такую «роскошь». С другой стороны, существует много людей, которые, как кажется, извлекают веру в жизнь из социального действия или научных занятий. И, опять же, существуют многие, формально исповедующие веру, но на Деле в плоть и кровь которых проникло неверие в жизнь и человека и безнадежность.
|