Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудолюбие против неполноценности
Таким образом, рассмотренная выше сердцевинная стадия могла бы обеспечить ребенку «вступление в жизнь», если бы до этого ему не нужно было пройти сквозь школу, причем все равно, где она находится — в поле, в джунглях или же в специальном классном помещении. (В этой школе) ребенок должен позабыть свои прошлые надежды и желания; его безудержное воображение укрощено и зашорено законами безличных вещей. Дело в том, что хотя ребенок психологически уже готов к роли родителя, тем не менее, чтобы стать готовым к роли этой биологически, он раньше должен сформироваться как работник и обладатель потенции. С наступлением периода латентно-сти нормально развивающийся ребенок забывает или, скорее, подвергает сублимации прежнее желание «делать» людей путем прямого агрессивного действия и немедленно стать «папой» или «мамой»; он теперь учится завоевывать признание путем производства вещей <...>. Он уже пережил чувство исчерпанности, финальности своего будущего в лоне семьи и поэтому стал готов попробовать себя в определенных трудовых Навыках и решении производственных задач вне его. Готовность ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития эта далеко выходит за пределы простого игрового выражения импульсов, исходящих от эрогенных зон, или удовольствия от локомоторного функционирования. У него развивается чувство усердия, трудолюбия — он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Он может стать прилежной и полностью абсорбированной единицей производительной деятельности. Стремление привести производительную деятельность к ее целесообразному завершению становится целью, постепенно вытесняющей капризные побуждения игры. Орудия и трудовые навыки ребенка включаются в границы его Я: принцип работы (Ives Hendrik) учит его удовольствию от целесообразного завершения трудовой деятельности, достигнутому путем неуклонного внимания и упорного прилежания. Во всех культурах ребенок на этой стадии получает систематическое наставление, хотя, как мы видели в главе, посвященной американским индейцам, вовсе не всегда в стенах школы, которую владеющие уже письменностью народы должны организовывать вокруг специальных учителей, обученных тому, как учить письму. У дописьменных народов и в не требующих письменности житейских делах многое выучивается от взрослых, которые становятся учителями вследствие дара или склонности скорее, чем по назначению, но, возможно, большая часть необходимых знаний и навыков перенимается от более старших детей. У владеющих письменностью народов, где возможен выбор специализированной карьеры, возникает необходимость специальной подготовки детей путем обучения, прежде всего — грамоте, что дает самое общее основополагающее образование, подходящее для самых различных жизненных путей в будущем. Однако чем больше смешение таких специализированных жизненных путей допускается, тем более неопределенным становятся конечные цели инициативы; и чем более усложненной становится социальная реальность, тем более туманной становится роль матери и отца в ней. Школа становится как бы «культурой в себе», со своими собственными целями и пределами, своими достижениями и разочарованиями. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Если он в отчаянии от своего неумения обращаться с орудиями или же от Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 109 своего положения среди товарищей по деятельности, то у него может отпасть охота к идентификации с ними и с данным участком орудийного мира. Утрата охоты к такой «производственной ассоциации» может вытолкнуть его назад к более изолированному, менее осознанному и несвязанному с миром орудий внутрисемейному соперничеству периода эдипова комплекса. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в орудийном мире и рассматривает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Именно на этой стадии общество за пределами семьи начинает играть решающую роль в развитии ребенка, подводя его к пониманию различных значительных ролей в технологии и экономике. Многое в детском развитии повреждается, когда в семейной жизни не удается подготовить ребенка к школьной жизни или когда в школьной жизни не удается подкрепить надежды более ранних стадий. Рассматривая период развития чувства трудолюбия, я упоминал внешние и внутренние препятствия в использовании новых способностей, но не упоминал ни о тех обострениях, которые связаны с новыми человеческими потребностями, ни о тех подавленных вспышках гнева, которые связаны с фрустрацией последних. Эта стадия отличается от более ранних в том отношении, что ей не свойственны резкие шатания от внутренних переворотов к новому мастерству. Фрейд называет ее латентной стадией, потому что разрушительные влечения здесь в норме дремлют. Но это только временное затишье перед бурями пубертатного возраста, когда все ранее сложившиеся влечения вновь проявляются в новом сочетании и ставятся в подчинение генитальности. С другой стороны, в социальном смысле это наиболее решающая стадия: поскольку трудолюбие предполагает изготовление вещей рядом и вместе с другими, в это время начинает развиваться первичное чувство разделения труда и различных возможностей, т. е. чувство технологического характера культуры. Мы уже упоминали в одной из глав об опасности, угрожающей индивиду и обществу, когда школьник начинает чувствовать, что цвет кожи, происхождение его родителей или покрой одеж-ДЫ, а не его желание или воля учиться, будут определять его HO ______________ ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития ценность как ученика, а значит, и его чувство личностной индивидуальности. Но существует и другая, еще более основополагающая опасность, а именно — ограничение человеком себя и сужение своих горизонтов только до рамок его труда, на который, как говорит Писание, он был обречен после изгнания из рая. Если он принимает труд как единственную свою обязанность и «кем он работает» как единственный критерий ценности человека, то он может превратиться в конформиста и нерассуждающего раба своей технологии и своего нанимателя.
|