Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностная индивидуальность (identity) против ролевого смешения
С установлением первоначальных добрых отношений с миром трудовых навыков и орудий и с наступлением пубертатного возраста собственно детство приходит к концу. Начинается юность. Но в подростковом и раннем юношеском возрасте вся та индивидуальность и целостность личности, которая была достигнута ранее, вновь ставится под вопрос вследствие интенсивного физического роста, соизмеримого с развитием в раннем детстве, усугубляемого к тому же генитальным созреванием. Растущий и развивающийся подросток, сталкиваясь с физиологической революцией, происходящей в его организме, и с осязаемыми взрослыми проблемами, стоящими впереди, теперь прежде всего озабочен тем, как он выглядит в глазах других и как этот образ соотносится с его собственным представлением о себе. Он озабочен также и тем, как связать роли и навыки, культивировавшиеся ранее, с профессиональными прототипами сегодняшнего дня. В поисках нового чувства целостности и индивидуальности подросток должен вновь вступать во многие из ранее выигранных битв, даже если для этого ему приходится достаточно искусственным образом определять вполне достойных людей на роли своих врагов, и он всегда готов сотворить себе кумира, создать идеал в качестве стража окончательной версии своей личностной индивидуальности. Интеграция, достигающая на этом этапе формы эго-идентич-ности, есть, как было уже указано, нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Это есть осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 111 с влечениями либидо, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Далее, чувство эго-идентичности заключается во все возрастающей уверенности в том, что внутренняя индивидуальность и целостность, имеющая значение для себя, равно значима и для других. Последнее становится очевидным во вполне осязаемой перспективе «карьеры». Опасностью этой стадии является ролевое смешение. Там, где оно основано на уже исходно существующем сильном сомнении в собственной сексуальной идентичности, нередко наблюдаются криминальные и психотические эпизоды. <...> Однако во многих случаях речь идет о неспособности разрешить вопросы просресси-ональной идентичности, что вызывает тревожность у переживающих такое состояние молодых людей. Чтобы привести себя в порядок, они временно развивают, вплоть до явно полной утраты собственной индивидуальности, сверхидентификацию с героями улиц или элитарных групп. Это знаменует наступление периода «влюбленности», которая в целом никоим образом и даже первоначально не носит сексуального характера — если только нравы не требуют того. В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом есть разговор. Молодым людям в удивительной степени также могут быть присущи избирательность в общении и жестокость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся от них цветом кожи, социальным происхождением, вкусами или способностями. Часто специальные детали костюма или особые жесты временно избираются в качестве знаков, помогающих отличить «своего» от «чужака». Важно понять (что не значит простить или соучаствовать в этом), что такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения. Дело в том, что подростки, создавая замкнутые группы и клишируя собственное поведение, свои идеалы и своих врагов, не только помогают друг другу таким образом справиться с временными трудностями; они также, таким извращенным способом, проверяют способность ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития друг друга хранить верность. Готовность к такой проверке объясняет тот отклик, который прямолинейные и грубые тоталитарные концепции находят в умах молодежи тех стран и тех социальных классов, которые потеряли или теряют свою групповую идентичность (феодальную, аграрную, племенную, национальную) и сталкиваются с глобальной индустриализацией, эмансипацией и все расширяющейся коммуникацией. Ум подростка находится в состоянии моратория (что соответствует психологической стадии, промежуточной между детством и взрослостью) между моралью, выученной ребенком, и этикой, которая должна быть сформирована взрослым. Ум подростка есть идеологический ум — и он, безусловно, предполагает идеологическое мировоззрение общества, которое говорит с подростком совершенно откровенно, на равных. Подросток готов к тому, чтобы его положение как равного было подтверждено принятием ритуалов, «символа веры» и программ, одновременно определяющих и что есть зло. Поэтому в поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и аристократии в их самых общих смыслах. Смыслы эти связаны с представлением о том, что внутри определенного образа мира и в ходе предопределенного исторического процесса наилучшие люди будут приходить к руководству, и руководство будет развивать в людях самое лучшее. Для того чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевает во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших <...>. В последней главе этой книги мы обсудим способ, которым современные революции пытаются разрешить, а также использовать глубокую потребность молодых в переопределении своей личностной индивидуальности (identity) в индустриальном мире. Близость (intimacy) против одиночества (isolation) Сила, достигнутая на любой стадии, проверяется необходимостью иметь такой ее избыток, чтобы индивид на следующей стадии мог рискнуть тем, что было наиболее ценным и поэтому особенно уязвимым на предыдущей. Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 113 Поэтому молодой взрослый человек, личность которого появляется из поисков и утверждения собственной личностной индивидуальности, с готовностью и желанием смешивает эту свою индивидуальность с другими. Он готов к близости, т. е. к способности отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах, и имеет достаточную этическую силу, позволяющую ему твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Теперь тело и личность (ego) для того, чтобы быть способными преодолеть страх утраты своего Я в ситуациях, требующих самоотрицания, должны быть полными хозяевами эрогенных зон (organ modes): это — ситуации полной групповой солидарности или интимной близости, тесного товарищества или прямого физического единоборства, переживания воодушевления, вызванные наставниками, или интуиции от самоуглубления в свое Я. Избегание таких переживаний из-за боязни утраты собственного Я может привести к чувству глубокого одиночества и последующему состоянию полной самопогруженности. Противочленом близости является дистанцирование: готовность изолировать и, если необходимо, уничтожить те силы или людей, существование которых выглядит опасным для своего Я и чья «территория», как кажется, захватывает область его собственных интимных отношений. Развивающаяся таким образом предвзятость (а она используется и в политике, и в войнах) есть просто более зрелый отпрыск слепого неприятия, которое во время борьбы за собственную индивидуальность отделяло резко и грубо родных от чужих. Опасность этой стадии состоит в том, что такие отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с личностно себе подобными людьми. Но как только устанавливаются пределы взрослого чувства долга и как только конкурентные стычки и сексуальные объятия начинают различаться друг от друга, они становятся в конечном счете предметом того этического чувства, которое и отличает взрослого. Строго говоря, только сейчас и может развиться истинная гениталъностъ, поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, 114 Ч А СТЬIII. Периодизация психического развития дов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего Я или же результатом фаллических или вагинальных стремлений к победе в соперничестве, что превращало сексуальную жизнь в генитальную битву. С другой стороны, все еще очень часто генитальность описывается как перманентное состояние взаимного сексуального блаженства. Поэтому именно здесь будет уместно завершить наше обсуждение генитальности. Для того чтобы получить общую ориентировку в этой области, я просто процитирую то, что для меня является самым кратким высказыванием Фрейда. Очень часто заявляют, и привычка к злословию поддерживает такое утверждение, что психоанализ как способ лечения состоит в попытке убедить пациента, что перед богом и человеком у него есть только одно обязательство: получать полное сексуальное удовлетворение, причем регулярно и с адекватным «объектом». Конечно, это неправда. Однажды Фрейд высказался о том, что, по его мнению, нормальный человек должен уметь делать хорошо. Задавший ему этот вопрос, вероятно, ожидал пространного ответа. Но Фрейд, бывший уже на склоне своей жизни, как говорят, ответил лишь: «Lieben und arbeiten» («Любить и трудиться»). Эта его простая формула заслуживает глубокого осмысления. Чем больше обдумываешь ее, тем глубже она становится. Дело в том, что когда Фрейд говорит «любовь», он подразумевает гени-талъную любовь и генитальную любовь; когда он говорит «любовь и труд», он имеет в виду общую способность производить нечто путем труда, которая перестает захватывать человека, как только он потеряет право или способность к генитальной любви <...>. Опасностью этой стадии является одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. В психопатологии такое нарушение может вести к острым «проблемам характера». С другой стороны, существуют такие формы партнерства, которые доходят до одиночества двоих (& deux), что оберегает обоих партнеров от необходимости столкнуться со следующим критическим моментом развития — формированием производительности (способности порождать. - С. Б.). .9. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 115 Производительность против застоя (stagnation) В этой книге рассматриваются в основном детские стадии развития, иначе ее отдел, посвященный производительности (gene-rativity), был бы по необходимости одним из центральных, поскольку понятие это заключает в себе эволюционное развитие, сформировавшее человека как общественное, обучающее и учащееся животное. Сторонники модной точки зрения, драматизирующей зависимость детей от взрослых, часто закрывают глаза на зависимость старшего поколения от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых должна заботиться. Далее, производительность есть прежде всего забота о порождении и воспитании нового поколения, хотя и существуют индивиды, которые вследствие неудачно сложившейся судьбы или склонности к другого рода деятельностям не обращают этого влечения на своих детей. И, конечно, понятие производительности должно предполагать такие более распространенные значения, как продуктивность (productivity) и творчество (creativity), которые, однако, сами по себе не могут заменить его. Психоанализу потребовалось некоторое время, чтобы осознать, что способность полностью забывать о себе во время физической или духовной близости ведет к постепенному расширению личностных интересов и к либидинозному вкладу как бы части себя в то, что произвел. Производительность поэтому есть основная стадия психосексуальной, так же как и психологической шкалы развития. Если возможность такого личностного обогащения от физического или интеллектуального общения отсутствует, то имеет место регрессия к навязчивой потребности в псевдоинтимности, часто с преобладающим чувством застоя и личностного оскудевания. Такие индивиды часто позволяют себе удовольствие рассматривать себя как свое собственное и единственное дитя, и если условия благоприятствуют такой тенденции, то рано развивающаяся инвалидизация, Как физическая, так и психологическая, становится вместили-Щем потребности заботиться о ком-то — теперь как раз о себе.
И 6 ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития Тем не менее простое наличие детей или даже желание их иметь еще не говорит о достижении стадии производительности. На деле некоторые молодые родители страдают, по-видимому, как раз от запаздывания в наступлении этой стадии. Причины такого запаздывания часто можно найти во впечатлениях раннего детства: в чрезмерной самовлюбленности, основанной на качествах, добытых в слишком усердном «самостроительстве» личности, а под конец (и здесь мы возвращаемся к началу) в отсутствии веры, «доверия к роду человеческому», делающему из появления ребенка самую желанную надежду для общества. Что касается социальных институтов, охраняющих и подкрепляющих производительность, то можно сказать единственное: все эти институты кодифицируют этику производительной преемственности<...>.
|