![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инициативность против чувства вины
У всякого ребенка на любой стадии развития можно наблюдать как бы внезапное чудесное развертывание чего-то нового в личности, что составляет новую надежду и новую ответственность для всех. Таким вновь распускающимся качеством личности является и чувство инициативности, которое имеет всеобщий характер. Критерии возникновения всех этих новых чувств и качеств одни и те же: кризис, более или менее досаждавший ребенку его собственной неумелостью и страхами, разрешен, и кажется, что ребенок как бы внезапно повзрослел и душой, и телом. Теперь он выглядит в большей степени «самим собой» — более любящим, спокойным, более ясным в суждениях и, наконец, более деятельным и инициативным. Он сейчас обладает излишком свободной энергии, что позволяет ему быстро забывать промахи и достигать желаемого (даже если оно выглядит сомнительным и даже опасным) неунизительным и более точным путем. Инициативность добавляет к автономности качества предприимчивости, планирования и способности «атаковать» задачу только ради переживания чувства собственной активности и «двигательной радости», а не так, как раньше, из-за непроизвольного желания досадить или, во всяком случае, подчеркнуть свою независимость. Я знаю, что само слово «инициативность» для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. Тем не менее инициативность является необходимым аспектом любого действия, и инициативность необходима людям во всем, чем они занимаются и чему учатся, начиная от собирания плодов и вплоть до системы свободного предпринимательства <...>. Опасность этой стадии заключается в возникновении чувства вины в отношении предполагаемых целей и действий, предпринимаемых ради разрядки переполняющего ребенка чувства собственной локомоторной и умственной мощи: поэтому агрессивное манипулирование и насилие, которые быстро выходят за пределы исполнительских способностей организма и мышления, требуют незамедлительного прекращения и ограничения инициативы. В то время как автономность сосредоточивается на удалении возможных конкурентов и поэтому может вести к вспышкам ревности, которые чаще всего направляются против вторжения более младших братьев или сестер, инициативность привносит дополнительно к этому антиципирующее соперничество с более старшими, которые были здесь раньше и могли поэтому посредством своих более совершенных способов действия захватить то поле, в направлении которого распространяется инициатива самого ребенка. Инфантильная ревность и соперничество, чьи тщетные попытки разграничить сферу неоспариваемого превосходства только отравляют жизнь ребенка, сейчас достигают своей кульминации в завершающем споре о привилегированном положении с матерью; обычное поражение в нем ведет к отречению от всяких претензий, чувству вины и тревожности. Ребенок в своих фантазиях представляет себя великаном или тигром, но в сновидениях он в ужасе спасается бегством, страшась за свою жизнь. <...> Тот факт, что на протяжении всей жизни человека совесть его остается частично детской, составляет сердцевину человеческой трагедии <...>. Одним из глубочайших конфликтов человеческой жизни является ненависть по отношению к тому из родителей, который служит моделью и реализацией его сверх-Я, но который, как чувствует ребенок, сам в какой-то форме пытается избавиться от тех же грехов, которые и ребенок не может больше терпеть за собой. <...> С точки зрения опасных потенций свойственного человеку длительного детства хорошо было бы обращать больше внимания на «пробелы» в начальных стадиях жизни и на возможности воспитания именно на этих стадиях, пока человек мал. И здесь мы должны заметить, что в соответствии с мудрым всеобщим планом (развития) ребенок никогда так не готов учиться быстро и жадно, становиться больше в смысле разделения обязанностей и дел, как на этой стадии развития. Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип... Социальные институты <...> предлагают детям этого возраста экономичную модель характера и этики в форме идеализированных взрослых, узнаваемых по своей особой одежде и функциям и выглядящих достаточно привлекательными для того, чтобы занять место героев книжек-картинок и волшебных сказок.
|