Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Целостность личности (ego integrity) против отчаяния
Только в человеке, который каким-то образом проявлял заботу в отношении вещей и людей и приспособился к триумфам и разочарованиям, неотъемлемым от существования, в родителе детей и создателе вещей и идей — только в нем постепенно созревает плод всех семи вышерассмотренных стадий. У меня нет слова лучше для обозначения этой итоговой стадии, чем целостность личности. Не имея ясного определения, я все же укажу на несколько составляющих такого состояния души. Это все возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности. Это постнарциссическая любовь человеческой личности — а не особи — как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются. Это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене. Это означает также новую, отличную от прежней, любовь к своим родителям. Это товарищеское отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятии. Обладатель такой личностной целостности хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее , 9 Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 117 готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Ведь он знает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение только одного жизненного цикла с только одним отрезком истории и что для него вся человеческая целостность воплощается или не воплощается только в одном ее типе — в том именно, который он и реализует. Поэтому для человека тип целостности (style of integrity), развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью морального происхождения, поставленной на нем («...pero el honor / Es patri-monio del alma»: Кальдерой). Перед лицом такой итоговой консолидации смерть теряет свою силу. Утрата или отсутствие этой приобретенной личностью интеграции означает страх смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось мало, слишком мало для попытки начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отчаяние маскируется отвращением. Но достаточно часто «мильон терзаний» не складывается в одно большое раскаяние: «mille petits du mts de soi, dont le total ne fait pas un remords, mais un gene obscur» (Ростан). Каждый индивид для того, чтобы стать зрелым взрослым, должен в достаточной степени развить все вышеупомянутые качества личности, так что мудрый индеец, истинный джентльмен и крестьянин в полной силе разделяют это итоговое состояние личностной целостности и узнают его друг у друга. Но каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особенное сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности. Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и Пережить состояние личностной целостности, индивид должен Представлять себе, как стать последователем людей — идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический 118 ______________ ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития порядок и технологию. Личностная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию, позволяющую соучастие в деятельности посредством следования «идолам» — так же как и принятие ответственности лидерства. Словарь Вебстера достаточно добр, чтобы помочь нам дополнить этот набросок и придать ему круговую форму. Вера и надежда (первая из наших личностных ценностей) определяется в нем как «безоговорочная уверенность в честности другого», что является последней из нашего перечня ценностей. Я подозреваю, что Вебстер имел здесь в виду скорее бизнес, чем детей, кредит скорее, чем веру и надежду. Но формула остается в силе. И, как кажется, можно и далее продолжать парафраз отношения взрослого чувства целостности и детской основополагающей веры, сказав, что здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие обладают достаточной личностной целостностью, чтобы не бояться смерти.
|