Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпигенетическая схема






В этой книге акцент поставлен на детских стадиях. Однако вышеупомянутая концепция жизненного круга еще ждет сис­тематического обсуждения. Чтобы подготовить его, я завершу эту главу схемой <...>. Схема представляет нормативную по­следовательность психологических достижений, приобретаемых благодаря тому, что на каждой стадии еще один новый ядерный конфликт приносит еще одно новое качество личности, новый критерий все возрастающей человеческой силы. Ниже диаго­нали располагается пространство для предшественников каж­дого из этих конфликтных разрешений, причем все из них на­чинают как бы с начала; выше диагонали — пространство для указания производных от этих психологических достижений и их трансформаций в созревающей или уже зрелой личности.

К этой схеме можно дать следующие пояснения: 1) в прин­ципе, человеческая личность развивается соразмерно с этапа­ми, предопределенными готовностью растущего индивида идти вперед, узнавать новое и взаимодействовать во все возрастаю­щем социальном радиусе, 2) в принципе, общество имеет тенден­цию к такого рода устройству, чтобы соответствовать и поощрять данную последовательность этих потенциальных готовностей к

.3 Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополамющш верп... 119

взаимодействию и чтобы охранять и стимулировать должную скорость и правильную последовательность их развертываний. В этом и состоит «каркас» человеческого мира.

Но схема — это только инструмент мышления, она не может домогаться чести быть предписанием для неукоснительного повсеместного исполнения п практике обучения и воспитания детей, в психотерапии или же в методологии изучения детства. Посредством представления психосоциальных стадий в форме эпигенетической схемы <...> мы определяем и разграничиваем методологические этапы нашего мышления о детстве. Единствен­ной целью этой работы является облегчение сравнения стадий, впервые распознанных Фрейдом как сексуальные, с другими шкалами (физическими, когнитивными).

Но любая отдельная схема отграничивает одну только шка­лу развития, и нашему наброску шкалы психосоциального раз­вития не должно вменяться в вину, что в нем используются лишь непроясненные обобщения, касающиеся других аспектов раз­вития и, конечно, самого существования. Например, хотя в на­шей схеме перечисляется серия конфликтов или кризисов, мы тем не менее вовсе не представляем все развитие как серию кризисов; мы заявляем только, что психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово «критичес­кие» означает здесь характеристику поворотных пунктов, ре­шающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, ин­теграцией и задержкой.

Сейчас может быть полезным расшифровать методологи­ческий подтекст эпигенетической матрицы. Выделенные квад­раты по диагонали означают как последовательность стадий, так и постепенное развитие их составляющих частей; другими словами, схема формализует временную прогрессию диффе­ренциации частей (рис. 3.2).

Это означает, во-первых, что каждый обсужденный здесь критический пункт достижения психологической силы посто­янно связан со всеми остальными и что все они зависят от пра­вильного развития в должной последовательности каждого из Них, и, во-вторых, что каждый критический пункт уже суще­ствует в какой-то форме до того, как наступит нормальное вре­мя для его проявления.

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развитым

С локомоторно-генитальная стадия     инициатив­ность против вины
В мышечно-анальная стадия   автономность против стыда и сомнений  
А орально-сенсорная стадия осново­полагающая вера против безнадежности    

Рис. 3.2.

Если я скажу, например, что преобладание основополага­ющей веры над основополагающей безнадежностью есть пер­вая стадия в психосоциальной адаптации, преобладание авто­номности над чувством стыда и сомнения — вторая, то соответ­ствующая этому утверждению диаграмма покажет несколько фундаментальных отношений, существующих между этими двумя стадиями, точно так же, как и несколько фактов, явля­ющихся основополагающими для каждой из них. Каждый из этих фактов в свое время становится восходящим, достигает кризиса и находит свое постоянное решение в течение указан­ной стадии. Но все они должны существовать в какой-то фор­ме с самого начала, поскольку каждое действие требует инте­грации всех остальных. Так, уже младенец исходно может вы­казывать нечто подобное «автономности» в ее частной форме, когда он гневно пытается, извиваясь, освободиться от слиш­ком тугого пеленания. Однако при нормальных условиях он все же до двух лет обычно не достигает целостного кризисного состояния, связанного с переживанием двух альтернатив: ав­тономности и зависимости, и только по достижении этого воз­раста он готов для решающей схватки со своим окружением за собственную автономность, причем окружение это, в свою оче­редь, чувствует себя обязанным передать ребенку специфичес­кие представления и понятия об автономии и принудить его к

.9. Эриксоп. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 121

тем путям развития, которые окажутся решающе благоприят­ными для его характера и психологического благополучия в условиях данной культуры.

Именно это столкновение ребенка со средой и происходя­щий отсюда кризис мы попробовали описать на каждой стадии. Что касается перехода из одной стадии в другую, то диагональ нашей схемы (рис. 3.3) указывает последовательность, которой необходимо придерживаться. Тем не менее она также оставля­ет пространство для вариаций в темпе и интенсивности. Инди­вид или же его культура могут чрезмерно затягивать первую стадию формирования основополагающей веры и переходить от стадии А1 к стадии В2 через А2. Но они могут и ускоренно переходить от А1 к В2 через В1. Однако каждое такое ускоре­ние или относительная задержка, как мы предполагаем, будет оказывать видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.

Таким образом, эпигенетическая диаграмма перечисляет систему стадий, зависящих друг от друга, и хотя индивидуаль­ные стадии могут быть исследованы более или менее тщатель­но или же названы более или менее соответствующим образом, наша диаграмма подсказывает исследователю, что их изучение достигает намеченной цели только тогда, когда он будет при этом иметь в виду всю систему стадий в целом. Далее, диаграм­ма побуждает к осмыслению всех ее пустых квадратов: если мы достигаем основополагающей веры на стадии А1 и личностной целостности на стадии Н8, то остается все же открытым во­прос, какие формы веры и надежды могут складываться на ста­дии, доминирующей потребностью которой является формиро­вание личностной целостности, точно так же, как мы оставля­ем без ответа и вопрос о том, как выглядит такая вера и как, собственно, ее назвать на стадии, где доминирует потребность в автономии (В1). Все, что мы намереваемся подчеркнуть, — это то, что такая вера должна развиваться по своим собствен­ным законам до того, как превратиться во что-то иное в крити­ческой схватке с социальной средой, из которой возникает уже автономность, и так далее, вверх по вертикали. Если бы мы ожидали, что на последней стадии (HI) основополагающая вера разовьется в свою наиболее зрелую форму верности, кото­рой овладевает умудренный жизнью человек в своем социальном

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

н зре­лость               лично­стная цело­стность против отчаян.
С взрос­лость             произ­водит, против застоя  
р ранняя юность           бли­зость против одино­чества    
Е пубер­татный и под­рост­ковый возраст         лнч-мост. инди­вид против ролево­го сме­шения      
О стадия латентности       трудо­любие против неполноцен.        
С локомо-торно-гени-тальная стадия     ини­циа­тив, про­тив вины          
В мышеч-но-аналь-ная стадия   авто-ном, про­тив стыда и сом­нений            
А ораиьно-сснсор-ная стадия основопо-лагающая вера 1\ротив осново полаг. без-надеж.              

Рис. 3.3.

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 123

и историческом контексте, то схема позволила бы нам рассмот­реть не только то, кем человек на склоне своих дней может быть, но также и какие подготовительные стадии для этого он дол­жен был пройти. Все вышеизложенное должно сделать ясным: схема эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и размышления, которая оставляет детали методологии и фразео­логии открытыми для дальнейшего изучения.

И все же, даже оставляя эти вопросы открытыми, необходи­мо сделать ряд пояснений, чтобы избежать возможные невер­ные истолкования всей этой концепции. Среди таких возмож­ных ошибок может быть предположение, что чувство осново­полагающей веры (и все остальные постулированные нами «позитивные» чувства) есть достижение, обеспеченное на дан­ной стадии однажды и навсегда. Бывает, что некоторые авторы настолько преисполнены решимостью сделать из наших вось­ми стадий шкалу достижений, что совершенно опускают все «негативные» чувства (основополагающая безнадежность и т. д.), которые существуют и являются динамическими противочле-нами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни инди­вида. Предположение, что достигаемое на каждой стадии при­обретение совершенно неуязвимо для новых внутренних кон­фликтов и для меняющихся условий развития, является, как мне кажется, проекцией на детское развитие той идеологии успе­ха, которая может так опасно пропитывать все наши частные и общественные мечты, делать нас неспособными к более суро­вой борьбе за осмысленное существование в новую, индустри­альную эру истории. Личность человека постоянно противо­стоит различным опасностям существования, точно так же как метаболизм его организма борется с распадом. Когда мы при­ходим к диагнозу состояния относительного благополучия или же симптомов его нарушения, мы просто более ясно сталкива­емся с парадоксами и трагическими потенциями обычной че­ловеческой жизни.

Очищение наших стадий от всего, кроме их «достижений», имеет свою противоположность в попытках описывать или ис­следовать их просто как «черты» и «сильные качества личнос­ти», без предварительной попытки как-то систематически свя­зать развиваемую в этой книге концепцию с излюбленными

124 ца СТЬ III. Периодизация психического развития

понятиями других авторов. Если все вышесказанное выглядит как сетования, то я тем более не намерен замалчивать тот факт, что уже одним тем, что придал этим качествам или чертам их строгие определения, к которым в прошлом добавлялись бес­численные смысловые оттенки, связанные с поверхностной доб­родетелью или аффектированной деликатностью, я уже открыл двери для возможных ошибочных толкований и применений. Тем не менее я верю, что между личностью и языком существу­ют органические внутренние отношения и что, несмотря на пре­ходящие превратности, определенные базальные слова сохра­няют свои основные значения.

Я однажды пытался сформулировать <...> определения, запол­няющие пробел в перечне основных сильных качеств человечес­кой личности, которые эволюция сформировала как в отшлифо­ванном общем плане жизненных стадий, так и в соответствующих социальных институтах. Хотя я не могу здесь обсуждать связан­ные с этим методологические проблемы (усугубленные тем, что я использую термин «основополагающие добродетели»), я все же приведу перечень этих сильных качеств личности, по­скольку они фактически являются постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмечен­ных на каждой из наших восьми психологических стадий. Вот этот перечень.

Основополагающая вера против основополагающей безна­дежности: энергичность {drive) и надежда. Автономность про­тив стыда и сомнений: самоконтроль и сила воли.

Инициативность против вины: распорядительность и целе­устремленность.

Трудолюбие против неполноценности: методичность и уме­ние (компетентность). Личностная индивидуальность против ролевого смешения: привязанность и верность.

Близость против одиночества: групповое объединение и любовь.

Производительность против застоя: производство и забота.

Личностная целостность против отчаяния: самоотвержен­ность и мудрость.

Выделенные слова называются обычно основополагающими добродетелями, потому что без них и без их передачи от поко-

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 125

ления к поколению все остальные, более переменчивые сис­темы человеческих ценностей теряют свой дух и свою умест­ность <...>. И вновь этот перечень представляет лишь общую систему понятий, внутри которой остается много места для дальнейшего обсуждения терминологии и методологии.

IV________

Психическое развитие в условиях депривации


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал